Как известно, банк «РНКБ» в Крыму выдает карты системы «ПРО100». Это российская платежная система, ее расчетный центр принадлежит государственной корпорации «Сбербанк России». Суверенной стране конечно нужна своя платежная система. Предполагалось, что карты будут выдавать всем гражданам принудительно, затем дело стало добровольным.
Карты пиарили как могли: были и сюжеты по федеральным каналам, и печатная реклама, и попытки перевести выдачу пенсий и пособий исключительно на систему «ПРО100». Но россияне не спешили обменивать испытанные Visa и MasterCard на кота в мешке.
Воплотить в жизнь мечты создателей смогли только в Крыму, когда иностранные платежные системы перестали здесь работать. Для многих карта «ПРО100» стала единственным шансом снять деньги в банкомате. Но потом в Крыму снова заработал MasterCard, а теперь работает и Visa.
В июне 2015 года «Сбербанк» заявил о намерении выйти из проекта. Причина — отсутствие спроса и появление на рынке платежных систем прямого конкурента: карт системы «Мир» от ЦБ РФ. Центральные каналы кинулись вовсю рекламировать «Мир», а «ПРО100» предпочли забыть. Система стала загибаться.
Тем не менее, карт «ПРО 100» на руках у крымчан осталось много – и они вынуждены сталкиваться с проблемами, которые, естественно, уже никто не будет решать. Что это за проблемы?
Например, расплатиться картой «ПРО100» на материке. В Краснодарском крае мне это удалось лишь в крупном супермаркете и сетевом магазине одежды. Рестораны быстрого питания, заправки и объекты развлечений «ПРО100» не берут.
Пришлось нести карту в банкомат. Первым был аппарат банка «Уралсиб», который указан в списке участников системы. Но работать с моей картой он отказался. Сбой? Хорошо, идем в «Сбербанк». Уж он-то с «ПРО100» явно работает, и даже не берет комиссии за снятие наличных с карт РНКБ. Вот только лимит на выдачу по одной транзакции составляет 5000 рублей.
Хорошо, снимем нужную сумму в несколько подходов. Комиссия «РНКБ» за снятие денег в чужом банкомате составляет 1% от суммы, минимум — 100 рублей. То есть, снимая 5 тыс рублей, вы каждый раз отдадите банку не один, а два процента суммы. А если решите снять тысячу - это будет уже 10%.
В колл-центре Сбербанка на вопрос о лимите по картам «ПРО100», выданным РНКБ, ответили: «По ВАШЕЙ системе я ничего сказать не могу, но по Visa и MasterCard лимит на одну транзакцию составляет 7 тыс рублей в московском регионе и 5000 в других областях». Так чья же она на самом деле, эта «ваша» система «ПРО 100»?
Казалось бы, что такое сто рублей. Но, во-первых, в РНКБ об этом не извещают тех, кто едет на материк и ограничен в средствах. Во-вторых, нас попросту оставили без альтернативы с провалившимся в России банковским продуктом.
В итоге расплатиться этим хваленым суверенным пластиком негде. А использовать «ПРО100» для обналички тех же пенсий, пособий или копеечных крымских зарплат вне сети банкоматов РНКБ — дорого.
Хочешь денег? ЗастрахуйсяКак известно, крупные российские банки боятся санкций, поэтому в Крым потянулись «мелкие сошки» с сомнительной репутацией и мизерным собственным капиталом. Неудивительно, что, «сняв пену», они стали пачками закрываться, оставляя клиентов с носом. За последний год лицензии лишились «Маст-банк», «Смарт-банк», «Донинвест», «Волга-Кредит», «Смолевич».
В начале апреля 2016 года ЦБ РФ отозвал лицензию у «ФИА-банка». Выплату возмещений по вкладам осуществляет в Крыму банк РНКБ. И некоторые его работники считают, что на этих выплатах можно легко заработать.
У севастопольца Леонида была зарплатная карта от «ФИА-банка». На днях он обратился в одно из отделений РНКБ, чтобы вернуть застрявшие в обанкротившемся банке 5 тысяч рублей — остаток на счету. Работник отделения пояснила, что деньги сначала будут переведены на текущий счет, а затем их можно будет перевести на карту и снять наличные. И без объяснений уведомила: «По договору у вас 5 452 рубля, из них 590 рублей уходит на страхование квартиры, еще 750 — на страхование жизни». Мужчина переспросил, что это за страховка и обязательно ли ее покупать? Работник банка заверила, что иначе, увы, никак. В итоге Леонид стал счастливым обладателем двух страховых полисов и недосчитался 1300 рублей.
На следующий день за компенсацией в то же отделение обратился коллега Леонида. Зная об опыте предшественника, он вооружился диктофоном. Когда ему тоже стали навязывать страховку, он пошел к начальнику отделения. Та сначала утверждала, что клиент сам пожелал приобрести страховку. Но после упоминания диктофонной записи извинилась, объяснив действия подчиненной ее беременностью. В тот же вечер Леониду перезвонили из банка и попросили подойти в отделение — мол, страховку аннулируют и деньги за полисы вернут.
Напомним, что навязывание страховки кем бы то ни было, включая банки, абсолютно незаконно. В России обязательно только ОСАГО, все остальные виды страхования добровольны. Ссылки на беременность смешны: скорее всего, сотрудники банка просто получили установку увеличить комиссионный доход и под любым предлогом делают это.
Крым и Севастополь в этом плане, кстати, не исключение. Например, есть на материке такой банк - "Тинькофф". У него нет отделений, он открывает счета дистанционно и развозит клиентам карты курьером. Так вот, если при подписании договора у курьера клиент не ставил галку напротив мелкой надписи о том, что он отказывается от "допуслуг" - считалось, что он допуслуги заказал, а в них входила страховка. После скандала банк изменил свою практику.
Нет прописки? До свиданияВ начале месяца жительница Севастополя Ольга получила в детском саду платежку и понесла ее в РНКБ — с этим банком у детсада договор. Ольгу попросили предъявить паспорт. Но российского документа у женщины пока нет, а принять платеж по украинскому паспорту в банке отказались, заявив, что женщина «не является резидентом».
Тогда за садик пошел платить муж Ольги с российским паспортом. Но деньги не взяли и у него: нет прописки.
Оплатить садик можно было в другом местном банке – но там комиссия. К тому же родители опасаются, что деньги не дойдут — такое уже было с «Городскими кассами». Поэтому пришлось просить знакомых.
Действия работников РНКБ и в этом случае незаконны. Единственная причина, по которой банк имеет право отказать в приеме платежа – полное отсутствие у клиента удостоверения личности. В России есть закон о противодействии отмыванию доходов, полученных незаконным путем, и в соответствии с ним банк должен записать данные клиента. Но требовать при этом гражданства РФ или, тем более, прописки банк не имеет права.
«Примечания» поинтересовались, требуют ли гражданства и прописки про платежах в банках на материке. В «Альфа-банке» нам сообщили, что оплатить медуслуги, внести плату за обучение, за проживание студента в общежитии, за детсад и за услуги связи у них можно без открытия счета, причем независимо от прописки и гражданства. Остальные платежи — только со счета, но чтобы открыть его, тоже хватит любого паспорта, наличия прописки или гражданства не требуется.
Между тем, случай с Ольгой выходит за рамки проблем банковского обслуживания. «Примечания» уже писали, что, несмотря на гарантированную конституцией свободу передвижения, устаревший и громоздкий институт прописки в России — гарантия реализации гражданских прав. И хотя формально паспорт без отметки о регистрации считается действительным документом, гражданин не может получить по нему медицинскую помощь в поликлинике, оформить СНИЛС, медполис или загранпаспорт, поставить автомобиль на учет в ГИБДД или получить положенные социальные льготы.
А ведь в Крыму такие паспорта — явление массовое. Людям попросту негде было прописаться, а институт временной регистрации в городе практически не работает. Выход один — оформлять прописку «у частника». Такая услуга стоит сегодня около 15 тысяч рублей в год, но и она считается с точки зрения государства «фиктивной», а значит незаконной.
Высокие комиссии — для всехВысокие комиссии за банковские услуги мешают жить не только рядовым гражданам, но и общественным организациям. «У нас зарегистрированная некоммерческая организация, - рассказывает участник одного из спортивных обществ Севастополя. - Для участников мы установили добровольный взнос 100 рублей в месяц. Эти средства помогают решать какие-то организационные и бюрократические вопросы, устраивать мероприятия для нас и наших гостей. Но из-за банковских комиссий платить людям приходится вдвое больше».
Вносить деньги на счет в банке можно самостоятельно, получая квитанцию об оплате. Но в РНКБ комиссия за платеж составляет сто рублей — она равна сумме платежа. «Пока мы делаем так: скидываемся наличными, а когда накопится внушительная сумма, несем ее в банк. Но все понимают, что это, во-первых, не совсем законно, а во-вторых, нецивилизованно. Почему НКО в этом плане ничем не отличаются от коммерческих?»
Всего этого, наверное, не было бы при наличии в Крыму конкурентного рынка банковских услуг. Но, к сожалению, «плевать на санкции» у нас могут только политики – и то на словах. На деле же немногие стабильные банки в Крыму могут устанавливать любые тарифы и правила, навязывать потребителям любые продукты услуги. И ничего им за это не будет, хотя у государства есть все рычаги. Потому что проблемы рядовых граждан государство не волнуют.