Две трети крымских провайдеров покупают интернет-трафик с Украины

12-05-2016 10:27:55
Автор: Татьяна Никитина
Потому что он втрое дешевле российского. На полуостров он поступает по трем оптоволоконным линиям через Чонгар, которые Украина грозилась перерубить, но, в отличие от ЛЭП, не тронула. Специалисты рассказали, как это сказывается на рынке телекоммуникационн

С помощью специальных сервисов можно легко проследить маршрут файлов, которые отправлены с домашнего или офисного компьютера и следуют сначала к провайдеру, а затем через цепочку адресов с доменным адресом ua — к получателю.

«Примерно две трети операторов в КФО, являющихся российскими юрлицами, технически зарегистрированы в международной организации RIPE NCC как украинские. RIPE NCC закрепляет за операторами технические параметры номера автономной системы, — рассказал источник "РГ" в крупной телекоммуникационной компании. — Благодаря этому они беспрепятственно могут проходить через украинские фильтры, куда российские компании не попадают. И интернет-трафик им продают по демпинговой цене, в отличие от российских операторов, которые вынуждены брать более дорогой трафик с материковой России. Маршрут у них технически очень длинный, а соответственно и более дорогой.

Украинским телеком-операторам такое положение выгодно, потому что они сохранили часть клиентов в Крыму, а значит и стабильный доход.

«Члены нашей ассоциации примерно треть трафика получают через Украину по международным каналам связи, — рассказал президент ассоциации "Развития отрасли связи и телерадиовещания Крыма" Сергей Шило. — Этот трафик втрое дешевле российского за счет более короткого расстояния. Это позволяет удерживать цены на услуги доступа в интернет для наших абонентов».

Технически идентифицировав себя как украинские, крымские провайдеры получают не только дешевый трафик, но и доступ к украинским сайтам.

«На Украине очень много пиратских ресурсов и обменников, и крымские провайдеры получили возможность ими пользоваться, — продолжает источник "РГ". — При этом они обходят все преграды Роскомнадзора».

Регулятор рынка о ситуации знает, но не видит в ней никаких угроз для суверенитета и безопасности страны.

«Интернет — это глобальная сеть, и весь трафик в Россию идет через ту или иную границу, так что я не вижу здесь проблемы, — говорит руководитель управления Роскомнадзора по Республике Крым Сергей Худолей. — Три магистральные линии связи принадлежат крымским операторам, которых мы контролируем в соответствие с требованиями законодательства. Сейчас в Крыму практически все операторы блокируют доступ к запрещенным сайтам в соответствие с реестром запрещенных ресурсов. Незаблокированными остаются около 0,03 процента от объема, запрещенного к общему пользованию. Так что нет ничего страшного».

С точки зрения безопасности, возможно, и нет, но из-за того, что часть провайдеров получает более дешевый трафик, на рынке складывает нездоровая конкуренция. Вероятно, поэтому еще в ноябре прошлого года Роскомнадзор планировал отсоединить Крым от украинской части Интернета. Но не сделал этого.

«Пока единственного магистрального кабеля, который связывает Крым с материковой Россией недостаточно, чтобы обеспечить потребности крымского рынка и необходимые скорости передачи информации, — пояснил Сергей Худолей. — И до тех пор, пока не будет введена в эксплуатацию еще одна магистральная линия через Керченский пролив, вопрос отключения оптоволоконных линий, связывающих Крым с Украиной, стоять не будет. Это не связано ни с коммерческим интересом, ни с политическим — это необходимость».

Первая волоконно-оптическая линия связи по дну Керченского пролива была проложена в апреле 2014 года — сразу после возвращения полуострова в состав России. Прокладка второй подводной ВОЛС началась в прошлом году. И, как уточнил накануне министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, она фактически построена — сейчас решается вопрос ее технического подключения.

«Вторая ВОЛС проложена в рамках строительства энергомоста в Крым. Альтернативный маршрут кабеля уже есть, — сказал он. — Сейчас обсуждается, как, кто и когда к нему подключиться, какими маршрутами, и что нужно достроить.

Министр уточнил, что изначально предполагалось построить отдельную подводную ВОЛС, но программа была скорректирована. Теперь только предстоит уточнить, какие наземные участки надо еще достроить, чтобы обеспечить резервный канал связи для Крымского федерального округа.

Интернет-провайдеры говорят, что как только появится достаточный объем трафика через Керченский пролив, они с большим удовольствием полностью перейдут на него.

«Российский трафик уже фильтрованный, и нам не нужно будет самостоятельно блокировать запрещенные сайты (а штрафы за нарушение требований очень большие — до 300 тысяч рублей за сайт), — говорит Сергей Шило. — Но пока российского трафика не хватает. При этом есть технология правильной организации связи и мы должны ей соответствовать».

Впрочем, представители единственного пока оператора, владеющего магистральным кабелем Кубань-Крым, уверяют, что имеющиеся сегодня объемы трафика полностью покрывают нынешние потребности Крыма, так как оптоволоконный кабель пропускает до 8 терабит в секунду, а этого достаточно, чтобы обеспечить весь полуостров связью без ограничений. Может быть по этой причине угрозы интернет-блокады со стороны украинских радикалов так и остались угрозами. Хотя более реальной выглядит версия, что на Украине просто не захотели терять стабильный доход за транзит трафика, который по скромным подсчетам, составляет десятки миллионов рублей в месяц.


Показать полную версию новости на сайте