«Так надо». Епископ Тихон Шевкунов объяснил, почему храмы Севастополя подчинены Украинской церкви

13-05-2016 08:24:04
Автор: Татьяна Никитина
«Что касается юрисдикции Украинской православной церкви Московского патриархата, то это так надо, — заявил священнослужитель на встрече с севастопольцами в Херсонесе 11 мая. — И так, вы видите, какие тяжелые отношения, какие страшные отношения. И может бы

Как уже сообщали «Примечания», Севастополь посетила делегация Московского Сретенского мужского монастыря во главе с наместником, епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым), викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, которого называют духовником президента Путина.

11 мая в Античном театре Херсонеса состоялась встреча с владыкой Тихоном. «Пообщаться с ним собрались сотни севастопольцев. Вопросов было много, они касались не только православной веры, но и политической ситуации», сообщает ForPost.

Шевкунов почти дословно повторил фразу Владимира Путина: «Тот, кто не скорбит о разрушении Советского Союза, — у того нет сердца, а кто говорит, что надо сейчас срочно все это спаять, — у того нет разума». Однако, отвечая на вопрос, когда храмы Крыма и Севастополя, до сих пор относящиеся к Украинской православной церкви Московского патриархата, перейдут в Русскую православную церковь, владыка Тихон заявил, что этого не будет.

«Во-первых, храмы Крыма и Севастополя — в Русской православной церкви, о другом и речи нет. Но что касается юрисдикции [в Крыму и Севастополе] Украинской православной церкви Московского патриархата, то это так надо, — цитирует Шевкунова издание. — И так, вы видите, какие тяжелые отношения, какие страшные отношения. И может быть, это та одна из немногих ниточек, которые связывают сейчас официально Москву и Киев».

Напомним, что хотя Крым вновь стал российским, местные епархии Украинской православной церкви по-прежнему управляются синодом УПЦ МП во главе с митрополитом Киевским и всея Украины. Поскольку сама УПЦ МП функционирует на полуострове как иностранная структура, ее священникам пришлось купить трудовые патенты. Однако светские и духовные власти подчеркивают, что это никак не связано с церковным подчинением.

11 марта 2015 года Украинская и Русская православные церкви выступили со специальными разъяснениями по этому поводу. В Киеве заявили, что Синод УПЦ не менял «канонического подчинение епархий, находящихся на полуострове Крым». «Ни в каких уставах наших епархий не предвидится отчуждения имущества в пользу РПЦ, не предусмотрено денежных отчислений в Москву, — уточнил глава отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич. — Все права Крымских епархий сохраняются в полном объеме и они остаются в составе УПЦ. Крымские епископы выбираются и назначаются Священным Синодом Украинской православной церкви и подотчетны Киеву». В тот же день глава Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда «осудил попытки применять логику политического противостояния во внутрицерковных отношениях».

РПЦ вообще строго блюдет границы, разделившие бывший Советский Союз, не претендуя на епархии даже на территориях, которые откололись от национальных республик и были официально признаны Россией как независимые государства.

Так, РПЦ отказалась считать своими православные приходы и монастыри Абхазии - хотя местное духовенство и прихожане долго просились под омофор русского патриарха. В ответ на их просьбы в Московском патриархате заявили, что даже после успешных войн абхазов за независимость там считают Абхазию канонической территорией Грузинской церкви. Это так расстроило местный клир, что некоторые священнослужители республики решили перейти в ведение Константинопольского патриарха Варфоломея.

Похожая ситуация и в непризнанном Приднестровье. В 1992 году во время войны с Молдовой большинство православных священников левобережья отказалось отпевать павших в войне, заявив, что сепаратисты равны бандитам. Оскорбленные приднестровцы просили Московский Патриархат учредить у них самостоятельную епархию с прямым каноническим подчинением Москве. Тем не менее в июле 1995 года, когда Московский патриархат учредил Дубоссарское викариатство, оно оказалось подчинено Кишиневско-Молдавской митрополии.

Эксперты объясняют такую позицию уроком, который Русское православное духовенство вынесло, наблюдая за судьбой соседней Константинопольской церкви, расколовшейся вслед за Османской империей.

Еще в начале 1990-го года, до распада Советского Союза, РПЦ добровольно отдала значительные полномочия национальным (украинской, белоруской и молдавской) митрополиям, напоминает профессор Кимитака Мацузато, директор Центра славянских исследований Универитета Хоккайдо. После этой федерализации крупнейшая Киевская митрополия получила право вводить, закрывать или менять юрисдикцию епархий, перемещать епископов и строить монастыри по решению собственного синодального собрания, без санкции Московского патриархата. Благодаря этой дальновидности, считает профессор Мацузато, РПЦ пока удается держать постсоветскую православную ойкумену под своей канонической юрисдикцией.

Публичные заявления епископа Тихона Шевкунова в Севастополе вполне укладываются в эту схему.

Тем, кто скорбит по некогда единой стране (Крым и Севастополь единодушно голосовали за возвращение в состав России, поэтому таких на встрече было много) владыка Тихон посоветовал винить самих себя за пассивность, проявленную при распаде СССР. А в том, что касается возвращения былого единства — уповать на Бога.


Показать полную версию новости на сайте