Первое впечатление о масштабах катастрофы студент получает при заселении. Когда автор этого материала первый раз зашла в свою комнату в третьем общежитии на тот момент СевНТУ, в которой предстояло прожить пять лет (на самом деле эта комната была не последней на моем студенческом пути, но тогда я об этом не подозревала), первой эмоцией был даже не шок. Скорее забавное осознание какого-то неожиданного приключения, потому что из «этого» нам с соседкой предстояло сделать «что-то».
Знаете, что в «тройке» ценится среди студентов наверное даже больше, чем еда? Это прямоугольный кусок из ДСП, который подкладывается под пружинный матрас металлической кровати. В народе — щиток. Найти его очень сложно. На втором семестре у нас с соседкой получилось выпросить парочку у знакомых дипломщиков. Ну как выпросить — по 100 гривен они у нас по-дружески взяли.
По словам нынешних студентов, щитки все еще в ходу, и достать их все так же сложно — они передаются «по наследству» от владельца к новоселу-первокурснику. Иногда после того, как студент из комнаты съезжает, щитки забирает комендант и потом выдает жильцу-новичку. Кому и по какому принципу, мало кто знает, и поскольку студенты склонны самую малость демонизировать комендантов, версии ходят самые разные и нелицеприятные.
После заселения студента ждет ремонт. Почти всегда. Потому что даже если прошлые жильцы ремонт делали, за годы их развеселой жизни комната превращается в полнейшую дыру со следами на обоях сползавшего здесь когда-то бутерброда и трещинами в двери, появившимися после разыгрывания по ролям сцены из фильма «Сияние».
Ремонт с соседями/соседками — это весело. Особенно если одна из них уехала за вещами в комнату и попросила к ее приезду поклеить обои. Два дня ничегонеделанья, старт поклейки в четыре утра, два часа яростной работы с падениями со стремянки и, что скрывать, — энного количества алкоголя и окончание процесса за час до приезда соседки — вот, что такое студенческий ремонт. Да и вообще — вся студенческая жизнь.
А еще ремонт — это расходы, так что на скромный экономный ремонтец абитуриенту придется потратить порядка 2000 рублей.
Само проживание в общаге сейчас обойдется в среднем в 350 рублей в месяц (в среднем — потому что стоимость в отопительный и неотопительный сезон разная). В МГУшном общежитии стоимость проживания сейчас выше: 697,5 руб. для бюджетников и 1171,5 для «коммерсов» (тех, кто платит за обучение).
Есть еще такая категория студентов, которые живут в третьем общежитии вообще бесплатно. Обычно это либо «коммерсы», которые проживают в Севастополе, но хотят вкусить дикой жизни, либо люди, которые вообще к СевНТУ или СевГУ, как он сейчас называется, не относятся. У одного моего знакомого в комнате два года жил феодосийский друг, который спокойно проходил через вахту, не показывая пропуск. По вечерам он болтал с вахтершами за жизнь, распивал чай с шоколадом и отпускал комплименты. В то же время у знакомого вахта требовала пропуск постоянно на протяжении пяти лет проживания в этом невероятном здании. Харизма, задатки сердцееда и шоколад — наше все!
Но путь в общежитие лежит не только через благосклонность вахтерш. Особо рисковые пробирались в общагу с тыла: обходили здание и по решеткам забирались на ближайший общий балкон на втором этаже (в «тройке» таких балконов два — на втором и пятом этажах. Они без перегородок проходят через всю заднюю часть общежития). Периодически администрация мазала решетки мазутом, но после нескольких травматичных падений делать это перестала.
Оказавшись на общем балконе после скалолазания, нужно достучаться до жителя любой из комнат, через которые проходит этот балкон. Тот, который будет находиться при этом в комнате, разрешает тебе пройти через нее на этаж, а дальше ты, по-партизански выглядывая из-за углов, пробираешься до комнаты университетского друга. Некоторые так годами живут. Мне тоже довелось после окончания учебы, пока не нашла недорогое жилье. Благо, друзей в общежитии на тот момент осталось немерено. Ну и надувной матрас очень выручает.
Заселились, обои поклеили, окно покрасили. Дальше начинается весь тот треш, по которому ты невероятно скучаешь после выпуска.
Особенно у тех выброшенных на берег школьников, которые живут на стипендию — и чуть-чуть на деньги родителей.
Во-первых — еда. Ее не хватает всегда. Дело в том, что еда в жизни студента — это нечто абстрактное и далеко не главное. Читатели могут закидать меня тухлыми помидорами, но говорю, как есть — алкоголь, клубы/бары и ночной Севастополь манит студентов гораздо больше, чем горячий вкусный ужин. Поэтому львиная доля средств уходит именно на развлекуху, а на насущное остается не так много денег. Кто-то перебивается недорогими полуфабрикатами, кто-то ищет подработку на выходных. Особенно популярно промоутерство, а если по-простому — раздача листовок. В 2009 году за это платили 13 гривен в час. Сейчас платят 100 рублей в час. Пять часов на точках — и в твоем кармане заветный НЗ, который ты, скорее всего, пропьешь.
А теперь чуть-чуть цифр. Куда улетают деньги студента (за месяц):
• Еда: питание студента — это ролтон, макароны, куриное филе и чай. Стратегическая закупка на месяц — 4000 рублей.
• Алкоголь — 500 рублей. Почему так мало? Потому что чаще всего алкоголь в общаге употребляется за компанию, когда ты зашел вечерком в комнату другого студента либо все веселящее покупается в складчину. Да, 500 рублей — это эконом-вариант для халявщиков. Те, кто квасит чаще и за большие деньги, обычно имеют хорошую спонсорскую поддержку от родителей. Именно у таких ребят обычно больше всего друзей. В этом нет ничего меркантильного, периодически эти же ребята приходят в твой холодильник. Просто это общага. Один мой хороший друг-одногруппник в приницпе не тратился на еду. Он просто ходил по всем своим знакомым по общаге, съедал по половинке сосиски или котлеты, и в свою комнату возвращался сытым. Зато в алкогольных проставлениях ему не было равных.
• Интернет — 100 рублей с человека. Сейчас в общежитиях один монополист — «Севстар». До него единственным интернет-дилером, по крайней мере в третьем и четвертом общежитиях, был некий «Орион». Заведовал «Орионом», как его называли студенты, Мент (имени так никому узнать и не удалось). По слухам, Мент действительно работал милиционером. Жил он в тройке в комфортабельной комнате площадью около 20 квадратных метров. Метры эти совершенно не были похожи на обычную общаговскую комнату — ковры здесь не висели только на потолке, из угла вещал огромный телевизор, и повсюду лежали огромные плюшевые игрушки. Рядом с комнатой был закрытый на замок санузел. Однажды нам удалось подсмотреть, что же там закрывают. Оказалось — просто приличный душ с приличным унитазом и хорошим косметическим ремонтом. Как ему удалось заселиться с женой в студенческую общагу, понятно было даже тому, кто коменду особо и не демонизировал.
• Сигареты — 1200 рублей в месяц. Это если выкуривать 10 пачек в месяц. Практика показывает, что уходит больше. Раньше сигареты поштучно продавались на вахте, но теперь лавочка закрыта, говорят мне студенты.
• Бары и клубы — 2000 рублей в месяц.
• Тараканы. Тараканы в СевГУшных общежитиях — это такие же полноценные жители, как и студенты, рассказывают мне ребята. На борьбу с тараканами уходит порядка трех дихлофосов в месяц. А еще парочка лаков для волос и дезодорантов —с помощью них и одной зажигалки устраиваются fire-show. 300 рублей в месяц.
• Презервативы — 666 рублей (упаковка 12 штук — специально посмотрели аптечную цену для точности). Ну что тут расписывать. Все и так понятно. Достаточно просто, проходя мимо общаг, поднять голову и посмотреть на рядом растущие деревья. И ведь есть же человек, который эти гирлянды убирает... а может это просто ветер.
• Все то, что не жалко выбросить на шару. В этом пункте сложно оценить убытки финансово. На шару выбрасывается все — от твоих конспектов, с которыми не успел сходить в туалет сосед (а были и такие случаи), до закаток, любовно переданных мамой. Для незнающих: шара — это то, что студенты призывают в ночь перед сессией. Это не обобщение — в 00:00 все студенты общежитий в Севастополе выходят на свои балконы и начинают орать «Шараааа прийди», стуча при этом по металлическим перилам сковородками, сбрасывая вниз все, что не жалко, и врубая в колонках все, что врубается. Администрацию общаг по-человечески жаль, конечно. Но призыв шары — это уже такой же ритуал, как, например, катание в холодильнике после защиты диплома.
А вообще, знаете, общага — это тот жизненный период, который вспоминаешь с невероятным восторгом. Это когда у тебя нет ста рублей, но есть невероятное количество друзей. Это когда ты сидишь на общем балконе и смотришь на закат над бухтой. Тот, кто жил в тройке и четверке, меня поймут — красивее заката просто не найти. Каждый вечер мы все выходили на балкон, садились, иногда брали с собой вино и просто смотрели на огромный красный солнечный диск, который постепенно тонул в бухте. И все это — от тараканов до друзей, до нереальной атмосферы и опьяняющей самостоятельности, от сгоревших макарон до полуночной зубрежки — никогда не забудется. Студенчество — это та ностальгия, которая никогда не отпустит и никогда не повторится.