Мы уже писали, что стоимость авиабилетов из Крыма на материк в этом сезоне просто зашкаливает. Лететь «Аэрофлотом» в Москву по деньгам почти как до Нью-Йорка, да и более дешевые дочки главного российского авиаперевозчика стараются не отставать.
«Аэрофлот» этим летом продает билеты из Симферополя в столицу от 19 000 рублей. На других портах попадаются билеты чуть дешевле, но информация обновляется не особо оперативно, и при попытке бронирования есть шанс увидеть сообщение: «Свободные места с выбранной стоимостью закончились». В общем, билеты по хорошим ценам разлетаются как горячие пирожки, так что уложиться в 5-6 тысяч в одну сторону, если летишь, скажем, в командировку и билет нужен срочно, рассчитывать увы, не приходится.
Но все это — про «Аэрофлот» и его дочернюю компанию «Россия», которые считаются надежными, а потому традиционно дороже. За дешевыми билетами — к другим перевозчикам, у которых и самолеты постарше, и обслуживание попроще. Лично я, в принципе, так обычно и поступаю. Беру билеты «Уральских авиалиний» — лететь не слишком комфортно, но можно. На этот раз я познакомилась с Red Wings. И знакомство это меня совсем не порадовало.
Сомнения в собственной безопасности закрались еще при подъеме на трап хлипенького ТУ-204. Все бы ничего — самолет хоть и старый, 80-х годов выпуска, но раз до сих пор в эксплуатации, наверняка регулярно проходит ТО, подумала я. Однако на борту эти мысли быстро рассеялись.
Закрыть глаза на неудобные, обшарпанные, разболтанные кресла, карманы которых таят артефакты прошлых поездок (окаменевшую жвачку, целлофановый кулек, обертки от конфет) я еще могла: все-таки самолет в моем случае — средство передвижения, а не роскошь. Проржавевший туалет и кондиционер, заработавший только после взлета, когда все уже покрылись в душном салоне испариной, тоже можно было простить за стоимость билета. Но отчетливый запах гари при взлете заставил немного насторожиться.
Как только самолет попал в зону турбулентности, которой при полете в Питер не миновать, запах горелого пластика в салоне усилился. Пассажиры начали перешептываться. В голосе женщины средних лет на соседнем кресле послышались истерические нотки. Самолет нещадно трясло во все стороны, отовсюду то и дело доносилось дребезжание различных конструкций. Казалось, с минуты на минуту лопасти турбины с грохотом оторвутся и улетят в атмосферу, а всем нам придется проверить исправность кислородных масок и спасательных жилетов на себе. Пока я думала об этом, запах гари становился все более навязчивым.
«Тут, кажется, чем-то горелым пахнет», — робко сказала я проходившему вдоль салона бортпроводнику. «Мы знаем, — с улыбкой ответил он. — Это нормально». И пошел дальше, оставив меня наедине с мыслями о том, что хвост самолета уже загорелся и приземлимся мы совсем не так, как было задумано.
Самолет приземлился по графику и даже немного мягче, чем это обычно бывает со старыми моделями: наверняка, то ощущение, когда при посадке тебя резко подбрасывает словно на американских горках и опускает под звуки хруста собственного позвоночника, знакомо многим. Аплодисменты пассажиров, уже мысленно попрощавшихся с жизнью, на этот раз были громкими как никогда.
Спустя двое суток, проверив билеты перед вылетом, я чуть ли не ликовала: обратно меня везет «Урал». Мне сразу вспомнился просторный Airbus с надежными синими креслами «эконома», в которых я не раз мучилась от боли в спине. В эту минуту они показались мне почти раем. Однако без сюрприза не обошлось и на этот раз: рейс был отложен на два часа, о чем стало известно только в аэропорте, к концу регистрации.
«Самолет из Симферополя задерживается, наверное, из-за погоды», — неуверенно объяснили на стойке информации.
Спустя пару минут по аэропорту прогремело объявление об отправке в Симферополь очередного самолета компании «Россия». Дело было явно не в погоде, но никто не мог ничего объяснить.
Подождать пару часов — дело, в общем-то, житейское. Но как только два часа истекли, информация о моем рейсе на табло начала меняться практически молниеносно: не два часа, а три. Нет, все-таки три с половиной.
Спустя пять часов утомительного ожидания, безмолвие «Урала», наконец, прервалось: о брошенных пассажирах все-таки вспомнили и предложили бесплатное горячее питание. После этого прошло еще несколько часов — в сумме, около девяти. Самолеты «России» и «Аэрофлота» все летели и летели в Крым, а «Урал» по-прежнему хранил молчание.
Маленькое наблюдение. В мае чиновники заявляли, что билеты в Крым раскуплены туристами. Однако среди пассажиров самолета в Крым я заметила большое количество военных моряков в форме (их было не менее 50% салона) и тех, кто едет явно по делам в командировку (костюмы, ридикюли, разговоры о работе во время ожидания, только ручная кладь). Туристов как таковых было совсем немного. Билеты из Симферополя в Питер обошлись в 4300 рублей в одну сторону. Дешево. Но в следующий раз я полечу на Red Wings, только если уж совсем прижмет.