Об этом пишет «Новая газета», ссылаясь на соответствующее письмо замминистра. Издание уточняет, что пока речь идет об отмене национализации только объектов потребительской кооперации.
Напомним, в начале 2015 года в новых субъектах России — Севастополе и Республике Крым — прошла национализация ряда объектов движимого и недвижимого имущества, земельных участков и предприятий, наделавшая много шума. По мнению экс-спикера законодательного собрания Севастополя Алексея Чалого, поручение замминистра экономики РФ Елина говорит о том, что проблему, о которой в Севастополе говорят полтора года депутаты и общественники, наконец-то заметили на самом верху. «Премьер-министр теперь с нами. Теперь — это конфликт региональной исполнительной власти с властью федеральной. Все намного веселее. Мы с февраля 2015 года говорим, что нельзя нарушать законы и Конституцию. Но бумеранг запустили — и вот он возвращается», — отметил Чалый в комментарии ForPost. Председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков в беседе с ForPost высказал мнение, что отмена национализации в Севастополе и Республике Крым неизбежна, если при ее проведении были нарушения. «Очевидно, что это должно произойти, если при национализации нарушались федеральное законодательство и Конституция. Имущество потребительской кооперации принадлежит гражданам, которые являются пайщиками, членами кооперативов. И национализировать такие предприятия можно только в том случае, если есть долги перед государством, которые невозможно погасить, кроме как с помощью национализации», — считает Аксаков. Напомним, 28 февраля 2015 года губернатор Севастополя Сергей Меняйло созвал внеочередное заседание заксобрания, предложив национализировать 35 городских предприятий. Депутаты не поддержали градоначальника. Тем не менее тогда же на внеплановом заседании городское правительство постановило передать в собственность города два предприятия из списка — Севморзавод (украинского президента Петра Порошенко) и конструкторское бюро радиосвязи. По факту же было национализировано 13 предприятий: ПАО «Севморзавод», СРК «Севморсудоремонт», ГП «Внешэкономсервис», ООО СПТ «Корабел», ООО «Севмордорстрой», ООО «Севморверфь», ООО «Севмормаш», ООО «Новая эра», ООО «Инкермебель», ООО «Севморрэмо», ООО «Югсевморсервис», ГП «Севморэнерго», ГП «Конструкторское бюро радиосвязи» (в народе — «одеколон»). Замирение с Украиной?По мнению политолога Александра Ирхина, чтобы понять причины и последствия попытки возврата национализированного имущества в Севастополе и Республике Крым, необходимо знать в первую очередь список предприятий, которые подлежат возврату прежним владельцам. Однако, скорее всего, такое решение связано с противоречиями внутри самой России — между либеральным финансово-экономическим блоком и консервативной силовой частью элиты.
«Россия, защищая свои геополитические интересы, восстанавливает и отстаивает ключевые точки, которые она не может потерять, так как в противном случае это будет иметь длинный и разрушительный эффект домино. Такой точкой был Крым. Но в существующей экономической модели развития Россия не имеет возможности, вернее — экономических ресурсов, для подобных манёвров. Необходимо менять экономическую модель развития в сторону технологической и финансовой самодостаточности.
Я думаю, объявленный шаг —это попытка замирения с финансово-промышленными группами Украины, поскольку их собственность была в Крыму и Севастополе, так как российский крупный бизнес получил ответную реакцию на Украине, что особенно проявилось в финансовой сфере. Скорее всего, объявленный шаг — это реализация закрытых договорённостей на уровне российских и украинских экономических элит», — рассказал Александр Ирхин в комментарии ForPost.
В свою очередь председатель севастопольского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Вячеслав Горбатов считает, что отмена национализации — это пока только разговоры.
«На все нужно смотреть с точки зрения целесообразности. Пока это только разговоры. Может быть, по каким-то направлениям и нужно это сделать, но необходимо узнать, заинтересована ли в этом общественность, провести общественные слушания. Самое главное, чтобы в ходе этого процесса люди не потеряли рабочие места. Спешка в этом деле только навредит», — подчеркнул Горбатов. Ящик Пандоры Напомним, ранее председатель общественного движения «Служу Севастополю» Олег Николаев говорил, что так называемая национализация в Севастополе может иметь долгосрочные негативные последствия для инвестклимата региона. «Национализация на фоне обсуждения закона о свободной экономической зоне (СЭЗ) выглядела совсем неадекватным шагом правительства Севастополя», — отметил Николаев. А заместитель председателя законодательного собрания Севастополя Александр Кулагин высказывал мнение, что, национализировав Севморзавод, правительство Севастополя нарушило Гражданский кодекс РФ, поскольку не собирается возмещать стоимость имущества его бывшим собственникам. «Петр Порошенко владел 89,3 процента акций Севморзавода, а остальными ценными бумагами владели 9883 физических лиц — граждан Севастополя, являющихся теперь акционерами этого завода», — пояснял Кулагин. Ранее бывший народный мэр Севастополя Алексей Чалый говорил, что национализация предприятий, находящихся в частной собственности, — это «ящик Пандоры», который приведет к массовому исходу потенциальных инвесторов из региона. Он подчёркивал, что при рыночной экономике частная собственность является неприкосновенной.