ЕГЭ в Севастополе глазами учителя

10-06-2016 16:57:04
Автор: Антон Седнин
СМИ сообщают об этом россиянам каждый год. Но в новостные ленты чаще всего попадают скандалы и нарушения. О том, как выглядит эта «кухня» изнутри, люди, не заставшие ЕГЭ, почти ничего не знают. «Примечания» взглянули на строгий экзамен глазами севастополь

Организаторов ЕГЭ подбирают заранее. В нашей школе списки составляла администрация. Потом мы прошли обучение — посещали занятия, где нам поясняли порядок проведения экзаменов.

В один из дней приезжали специалисты с материка, из Татарстана, которые в течение нескольких часов рассказывали о своем опыте. Даже видео с ЕГЭ показывали с различными нарушениями. Например, в одной из школ директор получала деньги за помощь в сдаче ЕГЭ. И нам показывали видео с камер наблюдения, где ученики прямо в коридоре доставали шпаргалки и свободно ими пользовались. Этот случай несколько лет назад прогремел на всю страну. Или  рассказывали про парня, который очень оскорбился, когда его заставили снять при досмотре обувь. Позже, на экзамене, у него изъяли-таки мобильный телефон. Похоже, он пронес его под стелькой, в подошве.

Всех педагогов, задействованных в экзамене, делят на две большие группы: организаторов внутри аудитории и организаторов вне ее. Внутри во время экзамена обязательно должны находиться два человека. Если одному из них нужно выйти, например, в туалет, то он обязан вызвать вместо себя организатора извне, дежурящего в коридоре.

Порядок входа в школу, где организован пункт приема экзамена (ППЭ), строгий и для учеников, и для организаторов. Мы приходим в школу к 7-50. Сдаем личные вещи в гардероб.

С собой можно пронести лишь воду в бутылке без этикетки, шоколадку без обертки или печенье без упаковки, ручку.

Телефоны, книжки — все отбирают. Так же, как и дети, мы проходим через рамку металлоискателя.

Для всех организаторов ежедневно проводят инструктаж, на котором нам снова и снова сообщают о правилах проведения экзамена, наших обязанностях и ошибках, допущенных в предыдущие дни. Здесь же руководитель ППЭ распределяет организаторов по аудиториям и коридорам.

Часть организаторов из аудитории выходят за рамку металлоискателя в вестибюль и встречают там детей. Они отмечают их в списках и называют номер аудитории.

Около 9:00 начинают подходить экзаменуемые. У каждого при себе должен быть паспорт. Если ребенок паспорт забыл, то документ, удостоверяющий личность, спрашивают у сопровождающего — обычно это учитель из школы. Потом составляется специальный акт, в котором сопровождающий подтверждает своей подписью личность ученика.

Если сопровождающего нет или он тоже забыл паспорт, экзаменуемого в ППЭ не пускают, пока он ему не подвезут паспорт или он сам за ним не сходит. Организаторы не могут отказать ребенку в праве пройти в аудиторию, даже если он значительно опоздает и придет после начала экзамена.

После проверки документов дети проходят через рамку, а затем их дополнительно проверяют ручными металлоискателями. Все найденные посторонние предметы просят оставить на входе. Я наблюдала, как с одного парня сняли наручные часы. Другая девочка пронесла в аудиторию телефон — рамка почему-то не отреагировала, но сама же вынесла его до начала экзамена.

А еще одна девочка возмущалась и чуть не расплакалась, когда охранник заставил ее приподнять блузку: металлоискатель «нашел» под одеждой пряжку ремня.

Мы — организаторы вне аудиторий — проводим каждого ребенка к его классу и передаем с рук на руки присутствующим там педагогам. После того, как ребенок попал в кабинет, выходить оттуда он может лишь в туалет и под присмотром. Самостоятельно ходить по школе детям запрещено.

С собой можно брать ручки, воду, шоколад без этикетки и дополнительные материалы — в зависимости от экзамена. Это могут быть линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор.

Все кабинеты, не задействованные в процессе, опечатываются. Шкафы в аудиториях — тоже. Информационные стенды в коридорах и кабинетах школы закрыты плотной бумагой. Внутри кабинетов ведется видеонаблюдение — в каждом висят по две камеры. Кроме нас, организаторов, на экзамене присутствуют общественные наблюдатели с материка.

Каждому организатору в аудитории непосредственно перед началом экзамена выдают запечатанные конверты с заданиями и бланками ответов, протоколы, ведомости, листы черновиков (белая бумага со штампом школы), ножницы для вскрытия конвертов, конверты для упаковки выполненных заданий.

За 10 минут до начала экзамена в аудиториях начинается инструктаж для сдающих ЕГЭ. Для тех, кто опоздал или вышел в туалет, повторять его не будут. Ребят предупреждают, что в кабинете ведется видеонаблюдение, что им запрещено иметь при себе электронные устройства и бумажные носители информации. Объявляют, сколько часов идет экзамен.

Учитель оформляет на доске образец заполнения шапки экзаменационных бланков и ровно в 10:00 вскрывает доставочный конверт с заданиями. В произвольном порядке задания из конверта раздаются детям. Первые 10-15 минут тратятся на заполнение личных данных в экзаменационных листах.

Во время экзаменов организаторам, как и детям, запрещено разговаривать, отвлекаться. Сидеть без дела неимоверно скучно, уснуть можно.

В первый день я не взяла с собой еды и чуть не упала в обморок от голода.

Бывают дни, когда работы, наоборот, слишком много: дети так и ходят то в туалет, то в медпункт. Некоторые — по нескольку раз. Набегаешься за целый день.  

Организаторами не могут быть педагоги по тем предметам, которые сдаются в этот день. В аудиториях ребята обычно ведут себя смирно, а в коридорах пытаются попросить помощи. Но нам подсказывать запрещено. Мы должны быть доброжелательными, помогать справиться с паникой. Поэтому мы можем спросить о самочувствии или о настроении — не более.

Некоторые дети и вопроса-то сформулировать не могут. А ждут помощи. Меня вот ребенок спросил: «Кто подсказал идею царю в пятом году?». Какую идею? Какому царю? Думаю, и историк не мог бы дать ответ на такой вопрос.

Единственное место, где нет камер — это туалет. Учеников туда запускают строго по одному. Периодически туалетные комнаты осматриваются на наличие оставленных шпаргалок.

За все дни моей работы шпаргалку нашли в мусорке только один раз. Кому она принадлежала, выяснить не удалось.

Тех, кому на экзамене становится плохо, мы ведем в медпункт. Некоторые потом в аудиторию возвращаются. Но у каждого ребенка есть право закончить экзамен досрочно в случае ухудшения самочувствия. И потом прийти на пересдачу. Дважды вызывали скорую. Один раз к девочке, которую прямо в аудитории начало тошнить.

За полчаса и за пять минут до окончания экзамена организаторы должны громко и на камеру предупредить об этом экзаменуемых. Вообще, все действия в аудиториях по возможности нужно демонстрировать камере.

Если кто-то списывает, организатор не обязан делать замечание. Он привлекает внимание находящихся в коридоре, а мы идем в штаб и приводим в класс руководителя ППЭ. Заполняются соответствующие бумаги, и ребенка с экзамена удаляют.

Когда время экзамена заканчивается, все бланки собираются, тщательно подсчитываются и запаковываются в конверты: отдельно задания, отдельно черновики, отдельно бланки ответов. Все действия четко и громко проговариваются на камеру. Заполняются протоколы.

Выносить что-либо из аудитории экзаменуемым запрещено. Одна девочка переписала себе на руку ответы. Это заметили. Организатор проводил ее в туалет и заставил смыть написанное.

Закончив работу, дети покидают школу в сопровождении педагогов — свободно ходить по школе нельзя. Подсчитанные бланки в запечатанных конвертах ответственные организаторы несут в штаб ППЭ. Находиться вне зоны видеонаблюдения с этими конвертами можно не более пяти минут — время строго фиксируется наблюдателями.

Наши дети в эмоциональном плане неплохо переносят испытания: ведут себя адекватно, спокойно, а в конце благодарят нас, желают здоровья, тепло прощаются. У ЕГЭ есть свой слоган: «Мы за честный экзамен». И, на мой взгляд, все очень неплохо организовано. Кроме, пожалуй, вопросов: дети жалуются, что в заданиях много сложных и малосущественных вопросов.


Показать полную версию новости на сайте