Крымчане начали болеть от варварской застройки

12-06-2016 08:22:38
Автор: Татьяна Никитина
Еще недавно лечиться от легочных заболеваний посылали в Крым, а теперь от них страдают и сами жители полуострова. О том, почему так происходит и что с этим делать, «Примечания» поговорили с главным пульмонологом Севастополя.

Если посмотреть на легкие россиян из разных регионов, то чистый, не испещренный осадками дыма и смога образец можно встретить разве что у жителя самой глухой деревушки, от которой на много километров вокруг — ни заводов, ни пароходов. Если это не ваш случай, то придется признать: чем ближе к цивилизации, тем хуже для организма.

Легкие сельского жителя, поселка городского типа и мегаполисов. Музей тела человека, Санкт-Петербург

О том, повезло ли в этом смысле жителям Севастополя, как связаны болезни дыхательных путей и застройка крымских заповедников и почему морской воздух полезен далеко не всем, «Примечаниям» рассказал главный пульмонолог города Евгений Ивахненко.

«В Севастополе воздух, в целом, хороший: тепло, промышленных предприятий с большими выбросами в атмосферу у нас нет, — рассказывает Евгений Ивахненко. — Но у морского климата есть свои недостатки.

Многие любят подышать йодом у моря, потому что считается, что лучший воздух — морской. На самом деле это не так: в прибрежной зоне очень высокая влажность, а влажный воздух обладает большей массой, и легким сложнее его качать. Легкие ведь, по сути, обычный насос — и чем больше у него нагрузка, тем хуже он будет работать. Особенно это касается людей с заболеваниями дыхательной системы.

А больных у нас немало: в год хроническим бронхитом болеет около 4-5 тысяч человек, бронхиальной астмой — около 2,5 тысячи, еще примерно столько же — пневмонией.

Город у нас молодой, строящийся, так что свою лепту вносят и стройки, которые есть в каждом районе. В первую очередь от этого страдают сами строители, которые редко защищают дыхательные пути от строительной пыли, но, к сожалению, не только они. В общем, пульмонологи не сидят без работы.

Пыль у нас, конечно, не только строительная. Вы, наверное, замечали, как быстро на наших дорогах стираются шины автомобилей? Вся эта взвесь взлетает в воздух и попадает в наши легкие. Что-то мы откашливаем, что-то попадает в желудок, переваривается и выходит из организма, а часть этой пыли оседает в мелких отделах легких и остается там на всю жизнь. Кстати, именно поэтому нужно пить не менее двух литров воды в день. Наша задача — вычищать как можно больше загрязнений, чтобы этого не происходило.

Еще одна глобальная проблема Севастополя — аллергия, потому что все, что периодически у нас цветет, выделяет большое количество пыльцы. Но тут достается не только нам. Вообще,  самое аллергенное растение в России — береза. Это ветроопыляемое дерево, которое может давать до 20 кг пыльцы в день, а потом все это с ветром идет на Москву.

Как вылечить аллергию раз и навсегда, еще не придумали, потому что это в большей степени генетическая предрасположенность. Есть, конечно, лечение и на уровне ДНК, но оно пока не применяется широко. Поэтому главное в борьбе с аллергией — это коррекция среды: пресловутая влажная уборка, аккуратное проветривание, очистка воздуха с помощью специальных приборов.

Понятно, что часть населения добровольно мешает себе жить — это касается в первую очередь курильщиков. По нашей статистике, на сегодняшний день в Севастополе курят около 55% мужчин и 35% женщин.

Курение — один из главных факторов, чтобы угробить здоровье. Все это знают, но почему-то игнорируют. А курение ведь приводит не только к заболеваниям дыхательной системы, прежде всего оно повреждает слизистые оболочки — полость рта, носа, слизистую желудка. Нарушения происходят по всему организму, и это приводит к онкологическим заболеваниям, которых все боятся, но страхом все и ограничивается.

Люди любят оправдываться примерами вроде: «А вот мой дед всю жизнь курил и прожил 90 лет». На самом деле на одного такого человека приходится около тысячи тех, которые до этого возраста благодаря курению не дожили, и это большая цифра.

Сейчас развивается индустрия помощи в отказе от курения — электронные сигареты, кальяны, никотиновые пластыри. Я ко всему этому отношусь отрицательно и не вижу в этом никакого смысла. Да, с обычной сигаретой человек вдыхает около 4000 различных соединений, которых, как говорят, нет в «электронках», но в «электронках» содержатся синтетические вещества и ароматизаторы, которые нашим легким тоже не нужны.

Кальяны — вообще опасная шутка. К нам как-то поступил мальчик лет восемнадцати. Заканчивал школу, на выпускной пошел с друзьями в кальянную. Покурил — и приехал к нам с диссеменированным туберкулезом легких. Судя по всему, до него этот кальян покурил больной туберкулезом и он заразился. Кальяны ведь не дезинфицируют как медоборудование, а про плохую гигиену в общепите и так все ясно.

Но бросать курить тоже надо уметь. К сожалению, от бросания курить у меня тоже появилось несколько пациентов. Единственный плюс, который можно найти в сигарете — это то, что теплый воздух немножко расширяет бронхи. Поэтому после утренней сигареты человек откашливается. После 20-30 лет курения, этот механизм уже отработан, а когда человек резко бросает, его бронхи уже не расширяются самостоятельно, в них застраивается мокрота, возникает пневмония, бронхит и т.д. Чтобы полностью восстановить организм после 20 лет стажа курения, нужно 5-7 лет. Чтобы вывести никотин из организма, нужны хорошее питание, физнагрузки и увеличение количества жидкости.

Огромная проблема нашего города в том, что у нас специализированного пульмонологического стационара. Мы лечим амбулаторно, но если человеку приходится лечь в больницу, он попадает в терапевтическое отделение. Там, к сожалению, узких специалистов нет: работают врачи, которые занимаются всем понемногу, и пульмонологию не знают так глубоко, как наши специалисты.

Хуже того, в Севастополе нет ни одного местного санатория. Все они располагаются либо на южном, либо на юго-западном берегу Крыма. Во всем мире считается, что самый эффективный способ лечения — это когда человек не покидает свою местность, а у нас все санатории за последние годы превратились в частные дома отдыха, и мы не можем оздоравливать своих пациентов у себя. Понимаю, можно сесть на машину и через час уже быть на ЮБК, но это деньги и организация процесса. Мы уже начали закупать путевки у Крыма, чтобы отправить туда наших больных, потому что здесь побережье принадлежит гостиницам, пансионатам, военным.

У нас есть потрясающие заказники с можжевеловыми рощами, а фитонциды можжевельника оздоравливают легкие лучше, чем все остальное. Можно было сделать круглогодичный санаторный комплекс, но можжевельники у нас, к сожалению, вырубают, а земля уходит в частные руки.

Но, несмотря на все это, продолжительность жизни растет, потому что улучшается уровень медицины, условия труда, и даже питание, которое превращается в химическую промышленность, сейчас гораздо лучше, чем 60-70 лет назад.

Чтобы избежать тяжелых заболеваний и стационара, которого у нас нет, я бы посоветовал севастопольцам не отказываться от прививок. Благодаря тому, что в прошлом году нам удалось провести достаточно большую кампанию, смертность была в два раза ниже, чем за год до этого. Один больной может заразить до 30 человек. Если хотя бы 10 из этих 30 не будут восприимчивы к вирусу, то процесс прервется.

А вообще, нам с природными условиями повезло. Главное, чтобы мы не стали мегаполисом».


Показать полную версию новости на сайте