Сегодня Сергей Аксенов подписал местный закон «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных в Республике Крым». Документ гласит, что хоронить погибших животных в землю «категорически запрещается».
Какое отношение имеет утилизация тела к «жестокому обращению» — непонятно. Но понятно, что этот запрет, как и любое невыполнимое требование, делает виновными всех владельцев домашних животных. Осталось вынудить их зарегистрировать своих питомцев, сформировать их электронную базу — и готов похоронный бизнес для четвероногих, агенты которого, исходя из статистики средней продолжительности жизни зверей, будут проверять, не умерли ли те, и не закопал ли их хозяин у себя на даче самостоятельно. А тех, кто это сделал, можно штрафовать. В первом случае пополняется карман аффилированных с властью дельцов, во втором — бюджет республики или карман правоохранителя.
Рациональное зерно в этом запрете, конечно, есть: часто животные умирают от инфекционных заболеваний, и, если их хоронят неправильно, инфекция может распространиться. «Некоторые микроорганизмы живут в земле очень долго, а люди редко соблюдают правила утилизации трупов животных, — объясняет ветеринар симферопольской клиники «Кентавр». — Скажем, небольшую кошку нужно погружать в землю как минимум на 70-80 см, а вырытую землю пересыпать известью или сухим хлором, иначе уличные животные могут вырыть труп и разнести заразу».
Проблема в том, что альтернативы власти захоронению в землю власти Крыма не предлагают: ни одного специализированного кладбища домашних животных в городе просто нет. Как нет их, судя по всему, и в других городах Крыма.
Построить специальное кладбище домашних животных в Симферополе обещали уже не раз. Последний раз речь об этом заходила в апреле — как раз в период подготовки новой программы по содержанию животных.
Тогда глава горадминистрации Симферополя Геннадий Бахарев заявлял, что захоронение животных в неустановленных местах противозаконно, но, поскольку установленного места пока нет, то он «понимает, почему люди вынуждены идти на это». С тех пор прошло два месяца, но кладбища так и не появилось, а хозяева домашних питомцев стали заложниками очередного невыполнимого закона.
Симферопольские ветеринары признаются, что сами они хоронят погибших в стенах ветклиники животных по старинке — в лесополосе или на пустырях вдали от города, как и большинство хозяев.
«Если бы правительство выделило специальную зону для захоронения, было бы прекрасно, но об этом одни разговоры, — констатирует ветврач одной из крымских ветклиник. — Крематориев у нас тоже нет, поэтому погибших животных обычно хоронят где-нибудь в лесополосе. В общем, каждый справляется как может».
Некоторые и вовсе не занимаются вопросами утилизации трупов животных, перекладывая эту ношу на плечи хозяев.
«Захоронение животных — не наша забота, — заявили нам в другой клинике. — Клиника отдает животное хозяину, и он уже решает, что с ним делать. Это не наша компетенция».
И это при том, что в свежем законе хозяев обязывают информировать о гибели животного ветспециалиста, а после — доставить в указанное место для утилизации. Само собой, ветеринарам об этом никто не сказал.
«Раньше такого требования не было, но я бы не стал переживать на тему уголовной ответственности, — говорит симферопольский ветврач. — Никто не будет следить за этим, как и за самими захоронениями. Уверен, что люди продолжат делать все по-прежнему».
Если же специальную зону для захоронения правительство Крыма все-таки выделит, то стоит ли сомневаться, что место на нем будет платным?
В общем, перед нами классическая схема: принимая невыполнимые нормы, власти делают виноватым общество и монетизируют эту вину. Само общество это понимает и продолжает закон игнорировать. Ну а если сажать всех, кто хоть раз вынужденно закапывал любимую кошечку во дворе или за гаражами, то тюрьмы наполнятся в рекордные сроки.
Кстати, севастопольцев запрет на захоронение домашних животных пока не коснулся. Но, если подобный закон примут у нас, то ситуация будет аналогичной, потому что кладбищ домашних животных нет и в нашем городе. Даже если вас пытаются убедить в обратном.
«Никакого кладбища у нас нет, крематория тоже, — признались нам в крупной севастопольской ветклинике, о которой ходит слава, что животных там кремируют. — Хороним в землю на 7 километре, на пустыре. Стоит это 500 рублей. Не хотите платить — берите лопату и закапывайте».