Севастопольцев избавят от беготни за справками?

24-06-2016 09:14:14
Автор: Татьяна Никитина
Забавная история приключилась с «Примечаниями». Мы обнаружили новость, что с 1 июля россиянам больше не надо будет собирать справки для чиновников: за них это будут делать сами ведомства с помощью новой системы обмена данными. Севастопольские чиновники по

В новости сообщалось, что уже через неделю по всей России все региональные и муниципальные власти должны начать предоставлять гражданам услуги, не требуя с них справок и информации, которые находятся в распоряжении других органов власти. Это не коснется документов «личного хранения», то есть паспортов, свидетельств о рождении и так далее. Остальные «бумаги» (по различным оценкам до нескольких сотен видов) орган власти, в который обратился гражданин, будет получать в электронном виде через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Причем на ответ и пересылку запрошенного документа ведомству отводится всего пять дней, а за отказ в рассмотрении жалобы на порядок предоставления услуги чиновникам грозит штраф до 30 тысяч рублей.

«Примечания» обрадовались и решили уточнить, в какой стадии находится развертывание новой системы в Севастополе, и начнет ли она работать у нас с первого июля.

Поскольку СМЭВ по всей стране устанавливает Ростелеком, мы связались с пресс-службой компании. Там ответить на вопрос об информатизации Крыма и Севастополя сходу не смогли и предложили отправить запрос по обычной, «бумажной», почте.

Севастопольские чиновники оказались осведомленнее. «Нам пока систему не передавали, — сообщила глава севастопольского многофункционального центра Светлана Ткаченко. — Когда в ГУИС закончат тестирование и передадут нам — будем вводить в эксплуатацию».

«К внедрению СМЭВ активно готовимся, — подтвердил «Примечаниям» начальник главного управления информатизации и связи Севастополя (ГУИС) Петр Даричев. — Идет тестирование. Планируем запустить в промышленную эксплуатацию 1 июля».

И лишь потом, пообщавшись с должностными лицами, мы обнаружили, что стали жертвами собственной невнимательности: новость о внедрении СМЭВ в «Российской газете» датирована июнем 2012 года.

Очевидно, мы имеем дело с чудесным совпадением: в 2012 году Крым еще не был российским и, нет ничего удивительного, что система внедряется у нас только сейчас, спустя четыре года.

Но работает ли СМЭВ на самом материке? Судя по новостям — нет. 

«Система межведомственного электронного взаимодействия должна была заработать во всех российских регионах с 1 июля 2012 г, — напоминает портал CNews. — С этого момента по закону 210 чиновники лишились права требовать с обратившихся за госуслугами граждан и юрлиц справки (кроме документов личного хранения), которые они могут получить самостоятельно из других ведомств.

Однако в ряде регионов был затянут старт работ по созданию сервисов, многие субъекты столкнулись с задержками рассмотрения заявок на ввод сервисов в промышленную эксплуатацию со стороны Минкомсвязи и «Ростелекома». Еще одна проблема заключается в отсутствии инструментов контроля за интенсивностью использования системы.

Отсутствие возможности взаимодействовать через электронные сервисы не является оправданием требования справок. Нарушителей глава Минкомсвязи обещал штрафовать. Правда, о реальных штрафах пока ничего не известно».

Буквально этом месяце Минкомсвязи провел мониторинг продвижения электронных услуг в регионах. Кировская область, Москва и Ростовская область получили 100 баллов и заняли верхние строчки в рейтинге субъектов. Регионам, которые не предоставили результаты применения методических рекомендаций (Астраханская, Брянская, Иркутская, Магаданская, Новгородская области, республики Ингушетия, Карелия, Северная Осетия и другие регионы), рекомендовано сделать это до конца ноября.

Граждане пока не могут получать информацию об изменении статуса заявлений на детский сад, мест в электронной очереди и об основаниях изменения. Отмечен высокий уровень ошибок в работе электронных сервисов СМЭВ.

Важный момент: Система межведомственного электронного взаимодействия связана с Единым порталом госуслуг (ЕПГУ) и с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Однако на конец мая 2016 года в последней зарегистрированы всего 27,6 млн пользователей по всей России — при общем населении 140 млн человек. 

Кроме того, для работы с системой необходимо, чтобы  100 % муниципальных районов и городских округов обеспечены электронно-цифровой подписью. Однако главы регионов сообщают, что количественные показатели услуг, полученных застройщиками в электронном виде, в целом по России пока незначительны.

Не перевел пока в электронный вид хранение всех своих документов и Пенсионный фонд России, у которого большая часть внешних взаимодействий с плательщиками страховых взносов, ведомствами, госучреждениями и физическими лицами происходит через СМЭВ и Единый портал госуслуг. Закончить этот процесс ПФР обещает к 2017 году.

А пока материковые СМИ, как и крымские, полны сообщениями об очередях, в которых люди вынуждены стоять за всевозможными справками. Так что радоваться нововведениям пока не стоит.


Показать полную версию новости на сайте