Как можно действенно управлять ценовой политикой на бензин? В текущих реалиях рынка данная тема более чем актуальна. Алексей Белошицкий, исполнительный директор ЦК НТИ по большим данным МГУ имени Ломоносова, приводит свои аргументы в комментариях для СМИ2.
Национальный автомобильный союз (НАС) направил в ФАС предложение о введении предельных цен на автозаправочных станциях. Предлагается, чтобы стоимость топлива на АЗС не превышала среднюю региональную цену прошлого года с учетом инфляционных изменений. Данная инициатива вызывает определенные сомнения.
«Конечно, инициатива исходит из лучших побуждений и направлена против значительных спекулятивных действий в моменте. Но историческая практика показывает, что чрезмерное регулирование или использование слишком прямых методов в кризисных ситуациях лишь формирует теневой рынок и, таким образом, усугубляет нехватку ресурса. Что еще больше увеличивает цену конечного товара», — предупреждает Алексей Белошицкий.
К тому же, возникают методологические трудности, главная из которых — выбор показателей инфляции. Инфляционные колебания могут сильно различаться как в течение года, так и между регионами. Слишком большая дифференциация приведет к созданию квазирегулируемых рынков внутри регионов, в особенности на приграничных территориях.
«Это автоматически порождает "серые схемы", тогда как унификация приведет к классическим проблемам, указанным выше с общим итогом: количество топлива меньше, цены выше, правонарушений больше. И также общее ухудшение криминогенной обстановки, поскольку появятся группы-выгодоприобретатели, которые пойдут еще дальше в продвижении своих интересов. В том числе происходит некоторая подмена понятий — ФАС в настоящий момент следит за ситуацией и действует достаточно активно: осуществляет мониторинг цен на более чем 12 тыс АЗС, а также выданы предупреждения (сети в Тверской и Тюменской областях), возбуждено дело против "Газпром ГНП продажи» (снижение биржевых объемов продаж бензина)», — комментирует эксперт.
Ценовые колебания на АЗС обусловлены множеством факторов, некоторые из которых можно устранить быстро, а другие требуют более длительного времени. К мерам краткосрочного характера относятся запрет на экспорт бензина (и ограничение экспорта дизельного топлива), приостановка действия механизма топливного демпфера до 1 мая 2026 года, увеличение импорта бензина из Белоруссии, обнуление ввозных таможенных пошлин ЕАЭС на топливо до июля 2026 года, а также ряд технологических решений. Реализация этих мер может обеспечить дополнительно более 0,5 млн тонн топлива в месяц, что поможет стабилизировать ситуацию.
«В долгосрочном периоде для преодоления подобных ситуаций мы будем вынуждены инвестировать в инфраструктурные решения: открытие новых НПЗ (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке), модернизация и повышение безопасности существующих (особенно против диверсий), а также активное инвестирование в хранение топлива — вплоть до создания государственного резерва для воздействия на оптовые цены (похоже на реформы Шан Яна в Древнем Китае, правда тогда это касалось запасов зерна)», — считает эксперт.
Для адаптации рынков необходимы регуляторные изменения, однако важно учитывать реальные экономические и социальные последствия, а также использовать комплексный подход к решению проблем, включающий как краткосрочные, так и долгосрочные меры, направленные на достижение устойчивого результата, резюмировал Белошицкий.