Реклама

Актуальный Ленин

22.04.2018 18:38
Есть много Лениных. И у каждого свой. Сегодня реальному Ленину - одному из основателей партии большевиков и политическому деятелю всемирного масштаба - исполняется 148 лет. И он, что бы там ни говорили, все еще жив, считает публицист Алексей Блюминов. Жив, потому что актуален.

Есть много Лениных. Ленин с советского плаката - человек в кепке с хитроватым прищуром и улыбкой на лице. Ленин из «Десяти дней которые потрясли мир» Джона Рида и «России во мгле» Герберта Уэллса - фанатично преданный идее, окруженный соратниками харизматичный вождь народных масс; Ленин из фильма Эйзенштейна. Энергичный, много жестикулирующий и находящийся в постоянном движении пламенный оратор. Ленин «Священных монстров» Лимонова - полубогемный маргинал-одиночка, постоянно конфликтующий с товарищами по партии и страдающий от непонимания окружающими всего величия своих замыслов.

Есть и иной Ленин- герой пошловатых антисоветских анекдотов, книг Волкогонова и разоблачительных статей в «Комсомольской (!) правде». Этакий тоталитарный фанатик, одержимый идеей массовых убийств буржуев и попов, человек жестокий, коварный и лицемерный. Есть еще Ленин черносотенной пропаганды о «жидах-большевиках», разоривших историческую Россию на деньги немецкого Генштаба и банкиров с Уолл-Стрит.

Есть много Лениных. И у каждого свой. Сегодня реальному Ленину - тому, который Владимир Ильич Ульянов, сын инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Ульянова и Марии Александровны Ульяновой, брат казненного за покушение на Александра Третьего революционера-народника Александра Ульянова, один из основателей партии большевиков и политический деятель всемирного масштаба - исполняется 148 лет со дня рождения.

И, как бы это пафосно не звучало, Ленин и поныне живее всех живых. Греки, немцы и итальянцы выходили на улицы своих городов под красными знаменами, а на акциях Occupy Wall Street пели Интернационал. И совершенно не случайно европейский марксист Славой Жижек рассказывал им не о ком-нибудь, а именно о Ленине.

Все это вызывает в памяти далекие тридцатые, когда в разгар Великой Депрессии по всей Америке проходили миллионные демонстрации под коммунистическими лозунгами, участники которых пели русские революционные песни и несли в руках портреты Ленина.

Сегодня, когда при виде глобального шествия империализма и неолиберализма у очень многих опускаются руки и возникает чувство неверия в возможность изменения существующего порядка вещей, приобретает особую актуальность и ленинский опыт организованного сопротивления этому жлобскому миропорядку.

Ровно сто шестнадцать лет назад, в 1902 году, в своей работе «Что делать?» Ленин выступил с концепцией партии нового типа. И такая партия появилась. Всего через пару десятилетий большевики не только разгромили казавшийся вечным колосс старого порядка, но и победили в развязанной ревнителями самодержавия гражданской войне, и едва не экспортировали революцию в Европу.

С тех пор «призрак коммунизма» перестал быть книжной абстракцией из трудов Маркса, обрел плоть и кровь и почти сто лет вынуждал мировой капитал, нещадно грабивший периферию, поддерживать подобие социального мира хотя бы в странах метрополии. Так возник феномен европейского «велфер стейт».

И еще одно важное обстоятельство. Я чрезвычайно негативно отношусь к модным нынче у нас идеям «национализации» коммунистической доктрины. Меня бесят эти разговоры о каком-то «русском коммунизме».

Весь позитивный и негативный опыт развития левых идей в двадцатом веке показал, что никакого социализма в отдельно взятой стране быть не может. «Красный проект» может быть только интернациональным, общемировым и глобальным. Только так он может развиваться и побеждать, отвоевывая у противника страну за страной.

Советский проект начал буксовать и скатываться в болото буржуазной реставрации именно тогда, когда отказался от идеологической экспансии в пользу «мирного сосуществования» с капиталистическим лагерем.

Эту опасность, как и перспективность интернационализации революционного пожара прекрасно осознавал Че Гевара и родоначальники немецкой RAF, воспринимавшие себя не немцами, а пятой колонной борющихся стран третьего мира внутри метрополии и призывавших обескровить мировой империализм путем создания «тысяч Вьетнамов» на вражеской территории.

Однако для консервативной брежневской дипломатии, давно (еще с позднесталинских времен) перешедшей от коминтерновской к традиционной имперской геополитике, все это было ментально чуждо. Любая несанкционированная из Москвы революция воспринималась с подозрением, а ее организаторы и участники клеймились как «мелкобуржуазные авантюристы».

Конечно, торговать с Западом, втягиваясь в формировавшуюся глобальную капиталистическую систему для советских бонз было куда менее хлопотным и куда более прибыльным занятием, чем «разжигать мировой пожар» по заветам отцов-основателей.

Поворотной точкой в этом процессе стал 1968 год, когда произошел «великий размен» между Москвой и Вашингтоном. Запад «закрыл глаза» на подавление «пражской весны» в обмен на сдачу брежневским Политбюро парижского «Красного Мая», подавленного совместными усилиями агентов ЦРУ и внутренней голлистской реакции.

А ведь, Франция тогда была в шаге от социалистической революции, и только самоустранение ориентировавшейся на Москву Французской компартии от набиравшего силу революционного процесса помешало довести дело до конца и пробить брешь в мире капитализма.

Так что всем сегодняшним любителям «национального духа» хотел бы напомнить слова вождя одной из самых крупных революций в мире: «Политика - это концентрированное выражение экономики». Согласитесь, в настоящее время миром правят отнюдь не государства, а транснациональные корпорации. А значит, эффективная борьба с ними может быть только в мировом масштабе, на основе солидарности, не признающей границ и национальной исключительности.

Я часто думаю: как бы себя повел Ленин, окажись он сегодня в гуще политических событий? Понятно, что это допущение из серии фантастических, но, тем не менее.

Мне кажется, что сегодня первыми под раздачу Ильича попали бы современные «компартии», забывшие эстетику бунта и протеста, слившиеся с капиталистической системой и ставшие частью буржуазного класса.

Ведь зюгановы и симоненки, устанавливающие «лимиты на революции» - это полная противоположность тем людям, именами которых они фальшиво клянутся на своих пленумах и съездах, это радикальное отрицание самой революционной традиции, вне контекста которой любые разговоры о коммунистичности и «красном проекте» - не более чем позерство и бессмысленное сотрясание воздуха.


Самое острое на канале Примечаний в Telegram










Copyright © 2014-2018

Все публикации защищены авторским правом.
В сети интернет разрешается копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, видео, публикация и републикация, перепечатка или любое другое распространение информации только с обязательной активной, прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на адрес страниц сайта http://primechaniya.ru/.

Связаться с редакцией вы можете по адресу: primechaniya.ru@gmail.com или по телефону: + 7 978 739 0123
Все вопросы касательно размещения рекламы: primesevreklama@mail.ru и по телефону, указанному выше

Новости Севастополя. Примечания

Яндекс.Метрика