Реклама

Пыльный грохочущий рай

22.08.2017 11:00
Пыль от взрывов в Шархинском карьере каждую ночь накрывает несколько поселков Южного берега Крыма. Она оседает в заповедных лесах, на виноградниках, в легких местных жителей. Но камень отсюда идет на строительство трассы «Таврида», Керченский мост, Симферопольский аэропорт и на «Артек». Поэтому жалобы местных никто не слышит.

Село Кипарисное на трассе Симферополь-Ялта похоже не на уголок субтропического Южного берега Крыма, а на рабочий поселок возле цементного завода. Все покрыто слоем промышленной пыли, она витает в воздухе. Живущие здесь люди жалуются на то, что из-за Шархинского карьера они вынуждены все это терпеть. 

Карьер ведет разработку на площади длиной 600 метров и шириной 300 метров, по официальным данным занимает участок площадью 52 038 га, территория промышленного объекта окружена лесами

Местные жалуются, что вопреки всем нормам работы на Шархинском карьере ведутся круглосуточно

Больше всего страдает село Кипарисное

«Особенно тяжело ночевать, — посетовала «Примечаниям» житель Кипарисного Лариса Козачук. — Каждый день около 8-9 вечера на село спускается облако пыли. Под утро такая же масса оседает на поселок Утес, это курорт на берегу».

На карьере три завода, они работают по ночам. Селяне говорят, что иногда на Шарху в качестве гастарбайтеров завозят черкесов и китайцев. Там стоит растворно-бетонный узел, который производит стройматериалы для реконструкции детского центра Артек.  

Козачук говорит, из-за карьера страдают жители четырех близлежащих сел — Кипарисного, Пушкино, части Малого Маяка и части Запрудного.

Лариса Козачук демонстрирует, что листья всех растущих в Кипарисном культур запылены

Помимо пыли людей держит в напряжении круглосуточный техногенный шум. Действительно, ощущение, что мы находимся на заводе среди десятков работающих механизмов, не покидало нас во время посещения Кипарисного. Причем это было между 19 и 20 часами – налицо факт, что на карьере ведутся работы и после установленного графика 8:00 – 17:00. Это подтвердил «Примечаниям» и рабочий Шархи, который сказал, что должен был работать до 17:00, но, мол, сегодня его попросили потрудиться до 19:15 и он согласился задержаться.

Источники в Совмине РК сообщили, что Шархинский карьер планировали закрыть еще в 2016 году из-за того, что он крайне негативно влияет на природу ЮБК. Однако, по слухам, дальнейшую работу предприятия пролоббировал спикер Госсовета РК Владимир Константинов, которого считают реальным хозяином этого объекта.

На сайте компании «Консоль-строй», которую связывают с Константиновым, «Шархинский карьер» числится ее подразделением

Пользуется камнем с Шархи и компания «Монолит», которую связывают с главой РК Сергеем Аксеновым

Но карьер не остановили бы и без Константинова. Собеседники в крымском правительстве поясняют, что по Керченскому мосту грузовые железнодорожные вагоны не будут ходить еще года четыре. Значит, диорит с Шархинского карьера останется основным стройматериалом для Керченского моста, трассы «Таврида» и расширения симферопольского аэропорта. Политэкономия и прибыль от продажи камня на «стройки века» позволяет игнорировать экологические нормы и протесты местного населения. 

В своем самом свежем ответе Крымтехнадзор пишет, что во время проверки не обнаружил нарушения в работе АО «Шархинский карьер». Чиновники лишь подтвердили, что камень отсюда идет на объекты ФЦП и сообщили, что карьер увеличил свою мощность.

«Непонятно, куда смотрят надзорные органы. Тут невозможно жить из-за пыли, спать из-за шума, — жалуется общественник из Кипарисного Николай Петухов. — Виноград, другие культуры из-за пыли покрываются плесенью. Из запыленного винограда делают вино, которое потом пьют не знающие об этом люди». 

На весах экономика и экология

Гора Шарха, из которой добывают камень на одноименном карьере, расположена недалеко от заповедника. Она покрыта лесом, состоящим из ценных пород дерева. Между трассой Симферополь-Ялта и Шархинским карьером расположены виноградники НПАО «Массандра». Пыль от карьера засыпает виноградники, лес. Из-за взрывов и ведущейся усиленными темпами добычи камня существует угроза оползня, в результате которого может пострадать заповедный лес. 

Колонны из десятков большегрузных самосвалов с Шархи «убивают» дороги Южного берега Крыма

Вот такая пыль постоянно стоит на территориях вокруг Шархинского карьера

Даже в ясную погоду поверхность озера возле Шархи покрыта рябью, как будто идет дождь — в атмосфере постоянно идет оседание мелких частиц пыли

Почвы близлежащих виноградников и сам виноград постоянно запыляются

«На примере Шархинского карьера мы видим экологическую деградацию ЮБК. Там не садят новую зелень вместо пострадавшей», - констатирует эколог, член Общероссийского народного фронта Дмитрий Тихонов.

Власти Алушты призывают подходить к теме Шархинского карьера взвешенно.

«Это предприятие обеспечивает стройматериалами главные стройки Крыма и при этом является крупнейшим плательщиком налогов в бюджет Алушты, там создано много рабочих мест для местных жителей, — сказала «Примечаниям» глава администрации Алушты Галина Огнева. — Люди, которые жалуются на Шархинский карьер, одновременно требуют, чтобы мы все в Большой Алуште ремонтировали в срок поддерживали в хорошем состоянии. Так вот, благодаря налогам с Шархи мы и можем поддерживать в удовлетворительном состоянии ЖКХ муниципалитета».

Градоначальник признает, что к работе предприятия есть вопросы, и видит выход в том, чтобы отрегулировать взрывные работу и добычу на Шархе. Но не закрывать карьер. Потому что у Алушты, которая при СССР была сильным климатическим курортом и оздоравливала миллионы жителей Союза, сегодня нет достаточных источников дохода.

«В СССР была единая экономическая система. В Алуште работали фабрика игрушек, хлебозавод, молокозавод, табачные поля, давали большие урожаи виноградники, сады с персиком и черешней. Все гонялись за высококлассными эфирными маслами нашей «Крымрозы». Алушта сама себя содержала, — вспоминает Галина Огнева. — В нашем селе Лучистом были такие урожаи фруктов, что его жители не нуждались в помощи».

Теперь регион стал материально зависеть от экологически небезопасного предприятия. Значит, жителям Кипарисного придется терпеть. Хотя о дополнительных стеклопакетах и фильтрах в их домах власти могли бы позаботиться.

Система Orphus







comments powered by HyperComments


Чиновник под контролем


Copyright © 2014-2017

Все публикации защищены авторским правом.
В сети интернет разрешается копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, видео, публикация и републикация, перепечатка или любое другое распространение информации только с обязательной активной, прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на адрес страниц сайта http://primechaniya.ru/.

Связаться с редакцией вы можете по адресу: primechaniya.ru@gmail.com или по телефону: +7 (978) 00-27-986
Все вопросы касательно размещения рекламы: primesevreklama@mail.ru и по телефону, указанному выше

Новости Севастополя. Примечания

Яндекс.Метрика