Реклама

Транс «Севэлектротранса»

4.07.2018 17:00
Самый социально ориентированный транспорт Севастополя, похоже, начинает сдавать позиции в борьбе за пассажиров, не успев их как следует завоевать. В новых низкопольных аккумуляторных троллейбусах исчезли кондукторы – старики вынуждены протискиваться через набитый салон к водителю, чтобы оплатить проезд. Не хватает и водителей.

Фото пресс-службы «Севэлектроавтотранс»

«Вырви шнур, выдави стекло», – многие помнят эту бросавшуюся в глаза надпись во всех автобусах и троллейбусах старого образца. Короткие инструкции сообщали последовательность действий в случае, если оставаться внутри салона по тем или иным причинам будет опасно. В новых, действительно красивых и комфортных современных машинах, которые получил город за последний год, такого уже не прочтешь. Значит ли это, что они абсолютно безопасны и необходимости в запасном выходе попросту нет? Как выяснилось, это не так.

«Я плачу за этот чертов молоток. Так где он?»

В июле прошлого года в транспортной жизни нашего города случился небольшой праздник: по контракту с транспортной лизинговой компанией Севастопольское предприятие «Севэлектроавтотранс  им. А. С. Круподерова» получило в пользование 37 современных низкопольных троллейбусов, оснащенных кондиционерами и способных работать длительное время без электроэнергии, то есть на автономном ходу. На торжественной церемонии выпуска машин на маршруты в таком же жарком, как и нынче, июле побывал сам министр транспорта РФ Максим Соколов. В своем приветственном слове он отметил, что работа в рамках программы по обновлению парка подвижного состава общественного транспорта на этом не заканчивается: в скором времени город получит еще ровно столько же новеньких троллейбусов, точно таких же. Отвечающие всем международным стандартам, целиком и полностью соответствующие программе «Доступная среда», ориентированной на людей с ограниченными возможностями, сделанные на заказ с  учетом экологии и климата региона они просто обязаны были понравиться горожанам. Собственно они и понравились.

Молодая женщина, которой я однажды помог зайти в троллейбус с двумя маленькими детьми, поделилась своими впечатлениями, сказав, что уже давно не пользовалась этим видом общественного транспорта, отдавая приоритет автобусам, реже – такси. И вовсе не потому, что считала троллейбусы средством передвижения для людей второго сорта. Нет. Просто много людей, жарко, душно, тесно. К тому же, забраться с коляской на ступеньку быстро – именно забраться и именно быстро, поскольку график, время и все такое – удавалось крайне редко. Почти никогда. А став однажды свидетельницей того, как дверьми прищемило ребенка, хватавшегося за бабушку и не успевшего вовремя поднять вторую ногу на пол отъезжающей уже машины, желание покорить этот транспорт ценой здоровья, а то и жизни, отпало совсем. Теперь же Алена – так назвала себя моя случайная собеседница – пользуется почти исключительно троллейбусами, говорит: потому что  удобно, комфортно, легко. Даже с близняшками в большой двухместной коляске. Даже летом, и даже в часы пик.

Приятной новостью стало появление низкопольных троллейбусов и для инвалидов-«колясочников». Не секрет, что людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне тяжело приходится в городе: инфраструктура до сих пор «не заточена» под эту социально мало защищенную категорию, хотя и многое уже делается в рамках соответствующих программ. 

Что уж говорить о тех, у кого со здоровьем нет особых проблем. Теперь в троллейбусах можно увидеть не только пенсионеров, но и элегантных женщин и мужчин, в том числе в хорошей физической форме. Зачем давиться в маршрутках, если можно доехать до места с гораздо большим удобством, заплатив меньшую сумму и потратив времени немногим больше?

Тут бы самое время сказать, что, наконец, все начинает делаться – пусть и не очень быстро, но уверенно – для людей, для их комфорта и безопасности. Если бы не одно «но», о котором весной поведала мне одна знакомая, молодая мама, и которое заставило задуматься. К слову, в истинности ее утверждений мне самому удалось убедиться буквально в минувшие выходные. Так вот – история. А, точнее, иллюстрирующая проблему беседа с кондуктором. А произошла она в мае, в тот самый день, когда проезд в троллейбусах подорожал, сравнявшись со стоимостью проезда в большинстве маршрутках-«топиках».

– Уважаемые пассажиры! С сегодняшнего дня проезд стоит 18 рублей. Для обладателей «Единой социальной карты» – 14. Уважаемые пассажиры... Что у вас?

– У меня рубли. А что случилось, почему повысили, говорили же, что не будут?

– Ну, вот теперь так.

– Ясно... А где молоток?

– ?

– Молоток, которым я должна разбить стекло.  Где он?

– Не задавался таким вопросом.

– А я вот задалась, пока вы обходили салон, направляясь в мою сторону. Если мне, случись что, нужно будет разбить стекло молотком, как здесь написано, значит, где-то должен быть этот молоток, так ведь? Где он?

– Я же сказал, что не знаю.

– Послушайте. Я еду с ребенком, которому девять. Девять – больше семи, а это значит, что вы сейчас с меня возьмете не 18, а 36 рублей. Столько же я потрачу на обратную дорогу. Итого – 72 рубля. И это не единственная моя за день поездка. Знаете... нет, вы не знаете – я вам расскажу: для меня это не маленькие расходы. Но я всегда честно за все плачу, так же честно, как и зарабатываю. И когда я оплачиваю проезд, то плачу, в том числе, и за него – за этот чертов молоток, который в случае опасности, возможно – и даже это еще не факт! – поможет нам спастись. Так, или нет?

– Может быть, и так... Наверное, так. Но это вопрос не ко мне.

– А к кому?

– К тем, кто это вот все организовал.

– Ну, так передайте тем, кто все это организовал, что за проезд в полном объеме я заплачу тогда, когда увижу все, за что отдаю свои деньги. А пока вот – возьмите 18 рублей. И, по-моему, это даже слишком много.

Выслушав эту историю, я сначала подумал: какая мелочь – молоток. Стоило ли раздувать из этого такую проблему? На первый взгляд, правда, – мелочь, глупость, просто чушь. Лишний повод выпустить пар после ссоры с мужем или родителями, поругавшись на ровном месте с кем бы то ни было, например, с тем же кондуктором. Но почему-то это история все никак не выходила из головы.

И тогда я попробовал взглянуть на ситуацию с другой стороны.  А ведь действительно: где молоток?

Если он у водителя, который в момент опасности будет, например, находясь в кабине, стараться разблокировать двери, или, наоборот, выпрыгнет в первый удобный момент, то где его искать? Если его нет совсем, то о какой безопасности идет речь?

Выходит, что позиционируемые как социальный транспорт машины, ездить на которых, в первую очередь, удобно старикам, инвалидам и матерям с детьми, не обеспечены элементарным – средством для доступа к аварийному выходу. Можно сколько угодно говорить о том, что такие ситуации, в которых может понадобиться пресловутый молоток, крайне редки. Что в большинстве случаев пассажиры отделываются легким испугом. Пусть так. Однако исключать возможность из ряда вон выходящего случая никогда не стоит.

Кондуктор нажал на тормоза

«Оплата проезда – у водителя», сообщает табличка. Или безучастный, хорошо поставленный голос из динамика. Или сам водитель троллейбуса. Из самого демократичного видов общественного транспорта в нашем городе снова исчезли кондукторы.

– Только я сел, наконец, только отдышался, и тут – нате вам: «Проезд оплачивайте у водителя». У меня больные ноги, одышка. Возраст все-таки, и здоровье уже не то. Для кого тогда этот транспорт, если не для таких, как я, прежде всего? Для кого этот низкий удобный пол? Судя по всему, для тех, кто вот так, как и я, скрипя, зайдет, ну а потом-то что? Потом пойдет дальше по салону? А потом обратно, к тому свободному месту, которое хотел занять. И хорошо, если к тому моменту оно уже не будет занято. Кондиционеры, мониторы, просторный салон – все это, безусловно, хорошо. Но я без них обходился и обойдусь. А вот где кондуктор? В таком транспорте это главное.

Последней же каплей для отца стало повышение тарифов – «комфорт» троллейбуса по цене «топика», который на преодоление маршрута тратит в два раза меньше времени, окончательно и бесповоротно поменял его систему ценностей.

И действительно, многие удобства, гарантированные пассажирам новыми троллейбусами, в условиях отсутствия кондуктора теряют смысл. Многочисленные таблички с инфографикой едва не над каждым над сиденьем сообщают: «Место для инвалидов», «Место для родителя с ребенком». Представим, что все эти места заняты такими людьми. И все они при этом оказываются лишенными главной возможности – зайти, сесть и не перемещаться больше во время движения транспорта вплоть до нужной остановки.

Будто в доказательство моих рассуждений становлюсь свидетелем такого диалога, направляясь в университет:

– Как это понимать: нет кондуктора, проезд оплачивать у водителя?! То есть я с грудным ребенком через весь салон, толкаясь и падая, должна идти к вам, чтобы заплатить? – возмущалась женщина.

– К сожалению, да. Ну, не мне же к вам идти?

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Ведь самый социально ориентированный транспорт, похоже, начинает сдавать позиции в борьбе за пассажиров, не успев их, как следует, завоевать.

Дела с кондукторами у «Севэлектроавтотранса» на самом деле обстоят неважно. Желающих работать не так и много. Об этом свидетельствуют и не исчезающие объявления, которые предприятие публикует на сайтах работодателей. Помимо главного бонуса – бесплатного проезда, кандидатам гарантируют соцпакет, зарплату в 17 тысяч рублей и материальную ответственность. В числе требований: дисциплинированность, ответственность, умение работать в команде. Стрессоустойчивость не указывается, но каждый, кто надумает рассмотреть вакансию, понимает, что в приведенном списке она должна была бы стоять первой.

Временная «текучка» кадров здесь стала настоящей проблемой по ряду причин, о которых можно было бы написать отдельную статью. Однако есть среди выбравших эту профессию и те, кто свою работу искренне полюбил.  Те, кто умеет во всем – даже в атмосфере среди грустных, больных, уставших и откровенно злых лицах пассажиров, готовых вспыхнуть, как спичка, от любого мелкого повода – находить позитив. Больше того – самому его генерировать и дарить людям.

Среди таких – Владимир Дойников. О нем писали севастопольские СМИ, познакомился с ним и я.

Фото Елены Журавлевой

Его рабочий день начинается в шесть утра с депо на Камышовской объездной. Чтобы не опоздать, из дома кондуктор выходит едва ли не за час до начала смены. Отмечает прибытие в журнале, ждёт водителя, и уже вместе они отправляются на маршрут.

Владимир Викторович на работу и людей не сетует, ко всему старается относиться с юмором. А в праздники даже балует пассажиров небольшими, но приятными подарками. Например, под Новый год угощает конфетами, и это при том, что зарплата кондуктора невелика: в основу оклада заложен тариф – 63 рубля 22 копейки за час работы. Графиков работы предлагается четыре. Трудиться приходится так, что к концу смены «ноги гудят». И все же это лучше, чем без сосем без работы. «А в нашем возрасте особенно перебирать не приходится», – говорит Владимир.

Кадровый голод, который «Севэлектроавтотранс» испытывает как с кондукторами, так как и с водителями троллейбусов – с автобусами, к слову,  в этом смысле дела обстоят не лучше – объясняется просто.

В начале этого года в одном из интервью начальник отдела кадров предприятия Надежда Барскова сказала, что причина проблемы заключается в том, что в город поступает много нового подвижного состава, и водителей на все машины катастрофически не хватает.

«По штату у нас водителей троллейбусов 240 человек. В наличии 180. Соответственно, у нас не хватает водителей автобусов – по штату у нас 100 человек, всего набрали 47 человек", – сказала она.

Именно этот факт – нехватка работников – спровоцировал очередную проблему: новые машины не выходят на линии, поскольку управлять ими некому. Троллейбусы простаивают в парке. Водители тех, что на маршруты выходят, вынуждены продавать билеты. Как следствие – предприятие теряет доход.

"Хотелось бы, чтобы у нас все троллейбусы были укомплектованы кондукторами, тогда больше будет оплаченных пассажирских поездок", – отметила Барскова.

Но пока воз и ныне там, и день ото дня доводится становиться свидетелями одних и тех же мизансцен и диалогов. Меняются лица, костюмы и антураж, но сценарий остается прежним.

 – Водителю приходится, что называется, работать за двоих! Ему ведь и за дорогой следить, и деньги переданные посчитать, и билеты выдать. Как бедному со всем этим справляться? – сокрушалась недавно одна из пожилых пассажирок. 

– А как нам, старикам, быть? С моей спиной встать да дойти до него, а потом обратно – испытание», – реплика с другой стороны салона.

В общем, будьте осторожны, двери закрываются. Следующая остановка...


Самое острое на канале Примечаний в Telegram










Copyright © 2014-2018

Все публикации защищены авторским правом.
В сети интернет разрешается копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, видео, публикация и републикация, перепечатка или любое другое распространение информации только с обязательной активной, прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на адрес страниц сайта http://primechaniya.ru/.

Связаться с редакцией вы можете по адресу: primechaniya.ru@gmail.com или по телефону: + 7 978 739 0123
Все вопросы касательно размещения рекламы: primesevreklama@mail.ru и по телефону, указанному выше

Новости Севастополя. Примечания

Яндекс.Метрика