Реклама

Засиделись у власти? Свадебные фотографы идут к вам

31.07.2019 13:28
Связь между протестами в Москве и электоральной революцией на Украине существует. Но состоит она не в «оранжевых технологиях», а в усталости общества, готового предпочесть старым элитам «людей из ниоткуда».

Свадебный фотограф из Запорожья Сергей Штепа, победивший на выборах в Раду хозяина региона - директора «Мотор Сич» Богуслаева

В тотальной победе «слуг народа» на Украине нет ничего неожиданного. Практически все соцопросы в унисон прогнозировали результат партии Владимира Зеленского в диапазоне от 42% до 52 % голосов. Эти же опросы еще на старте кампании фиксировали гигантский запрос избирателей на новые лица. Негатив в отношении прежней элиты зашкаливал настолько, что сам факт наличия у кандидата депутатского мандата в настоящем или прошлом обнулял его перспективы избраться вновь.

Ноунеймы, ставившиеся социологами в опросники ради эксперимента, легко и с запасом обходили многолетних хозяев, засевавших округа продуктовыми пайками не один созыв.

«Мои коллеги проводили соцопрос и для прикола поставили фамилию «Чикатило», – рассказывал в одном из интервью украинский политолог Руслан Бортник еще в конце мая, когда было непонятно, состоятся ли вообще эти выборы.

— Если «Чикатило» будет идти за Зеленского, за него будут готовы голосовать 20% избирателей.

Главное, чтобы от Зеленского… Даже столб, покрашенный в зелёный, набирает с ходу 20%. Более или менее, хоть как-то существующий человек с зелёным брендом имеет 40%».

Однако уверенность в том, что хоть по спискам победа Зеленскому и гарантирована, но уж по мажоритарке-то они свое возьмут без вариантов, сделала представителей старых элит глухими к настойчивым звоночкам в дверь. Они дружно провалили предложение Зеленского перейти к чистой списочной системе с уменьшением проходного барьера - что резко увеличило бы шансы малых партий и сбившихся в стаи под раскрученными брендами одномандантников. Причем, сделано это было под лозунгом «костьми ляжем, но не дадим отобрать у нас наши прикормленные округа». В ночь подсчета голосов многие из тех, чьи партии перевалили 3-процентный порог, но не приблизились к 5-процентному, наверняка кусали локти, досадуя на собственную глупость и жадность.

Жизнь наказала и самоуверенных владельцев округов: те самые ноунеймы, которых они не брали в расчет из-за их неопытности, практически повсеместно раскатывали тонким слоем политических мастодонтов, не оставляя им шансов на выживание. Итог известен: партия Зеленского получила в новой Раде однопартийное большинство. Причем, вопреки прогнозам скептиков, победа «слуг народа» на мажоритарке была гораздо убедительнее. Если по спискам они взяли лишь 43 %, то по округам все 70%.

Первой реакцией на такой результат был повсеместный шок. Однако на смену заявлениям об электоральной революции пришла новая методичка - так и не понявшие причин своего поражения экс-депутаты и опозорившиеся прогнозисты теперь чихвостят Зеленского и его выдвиженцев на всех эфирах, наперебой предрекая апокалипсис стране, оказавшейся в руках «людей из ниоткуда».

Апофеозом стала кампания по шельмованию одного из «слуг народа» от Запорожской области Сергея Штепы. Поводом для упражнений в социальном расизме стал тот факт, что победил временно безработный свадебный фотограф, а проиграл по этому же округу депутат четырех созывов, один из богатейших людей страны Вячеслав Богуслаев - владелец градообразующего предприятия «Мотор-Сич». В короткий срок выражение «свадебные фотографы» стало мемом и политическим пейоративом, которым представители проигравших элит презрительно клеймили своих сменщиков.

Да как они вообще посмели – «лучшие люди» уже все между собой поделили, а тут пришел какой-то свадебный фотограф и одолел «целого» Богуслаева.

И разве Богуслаев был на этих выборах такой один? Как откровенно писало близкое к «бывшим» издание: «Евгений Мураев вместо традиционного своего округа №181 решил пойти на выборы в списке «Оппозиционного блока», где ему дали почетный первый номер. А округ свой он решил оставить в наследство своей бывшей супруге Валерии». И тут такой эпикфейл: округ, который эти господа уже считали своим наследственным ленным владением, достался никому не известному выходцу из простонародья.

Феодальное отношение постсоветских элит к избирателям наглядно иллюстрирует месседж «Оппобока» - партии крупного капитала Юго-востока. «Мы уверенно заходим в будущий парламент, потому что в наших рядах мэры 70 городов с населением 7 миллионов человек и крупнейшие промышленники-работодатели, на чьих предприятиях трудится 300 тысяч человек», - убеждали фронтмены партии Александр Вилкул и Евгений Мураев. Тем показательнее стал их разгром. 3% партии, не скрывавшей расчета на мэрский админресурс городов-миллионников и безальтернативные итоги голосования в зависимых от промышленных магнатов моногородах - это наказание политиков, привыкших рассматривать избирателей как крепостных.

Если на тебя работает человек, это не значит, что он будет за тебя автоматически голосовать лишь потому, что ты платишь ему зарплату. Если в твоей партии мэр миллионного города - это не значит, что город - твой.

Как только не обзывают «новичков» олигархические СМИ. Они - «макаки», «зоопарк», «сброд», «набранные по обьявлениям случайные люди с улицы», «выскочки без образования, жизненного опыта и заслуг», «никому не известные мальчики и девочки, не понимающие, куда они попали», «овощебаза»... В общем, классическое «кто вообще все эти люди?». «Что они там могут делать? Только кнопки нажимать».

И главное - как они могли выиграть у профессионалов с большой буквы, крепких хозяйственников, преобразивших свои округа к лучшему и «столько сделавших для людей»?! Как они посмели отнять у элиты то, что она считала своим по праву? «Зачем мы вам школы ремонтировали и лавочки красили, верните деньги обратно!».

Но если начинать разбирать пропагандистский кейс с «людьми по объявлениям» мы увидим нечто прямо противоположное этим утверждениям. Например, по Харьковской области в Раду от «Слуги народа» прошли:

- председатель райсовета.

- доцент кафедры криминалистики в университете.

- полковник погранслужбы

- юрист областной архитектурно-строительной инспекции

- профессор кафедры университета

- декан факультета управления университета

- проректор университета внутренних дел

- директор строительной фирмы

- директор фирмы по управлению недвижимым имуществом

- адвокат

- журналист и блогер.

По остальным областям плюс-минус картина такая же. Как видим, новые депутаты - никакие не люди с улицы. Напротив, в большинстве своем - это профессионалы, состоявшиеся в своих сферах.

Кто-то ресторатор, кто-то актер, кто-то преподаватель в университете, кто-то директор фирмы, журналист, стоматолог или адвокат. Фактически перед нами - третье сословие,

которое, наконец, спустя 28 лет украинской независимости массово дорвалось до социального лифта, сломав систему постсоветского неофеодализма. В рамках которого округ мог достаться либо местному феодалу, либо его детям, женам, любовницам. Но никогда - человеку не из системы и со стороны.

Яркий пример такого рода – Харьков. Там поддерживаемый всем местным админресурсом соратник Порошенко и фигурант скандала о хищениях в Укроборонпроме Александр Грановский с треском проиграл блогеру Александру Куницкому, за плечами которого - лишь кулинарный техникум и диплом повара.

Но кто сказал, что блогер с дипломом повара хуже присосавшегося к бюджету многолетнего пильщика финансовых потоков? Избирателям это неочевидно, как бы их не убеждали в обратном.

И, наконец, еще одно. Происходящее, как уже было сказано -  далеко не революция низов. Это реванш вставшего в полный рост «третьего сословия». Но если магнатов и их обслугу так корежит всего лишь от стоматологов и адвокатов со свадебными фотографами, то можно себе только представить, какой была бы реакция миллиардеров, уделай их на выборах простые рабочие или крестьяне.

Тут наверняка одним лишь словесным социальным расизмом дело бы не обошлось, а начались бы отстрелы победителей выборов по колумбийским лекалам, когда эскадроны смерти сотнями отправляют на тот свет социальных активистов, журналистов и правозащитников, вставших на пути у местных «хозяев жизни».

Сегодня никто не может сказать, каким будет качество новой Рады по итогам ее работы. Окажутся ли новобранцы честными людьми или через год-другой морфируют в своих предшественников.

По сути, мы имеем дело с гигантским по размаху социальным экспериментом в масштабах отдельно взятой страны. И значение этого эксперимента выходит далеко за рамки одной лишь Украины

В частности, украинский кейс внимательно изучают в России, где соседская «электоральная революция» совпала с началом муниципальной предвыборной кампании в субъектах федерации. Ведь, что бы там не рассказывали охранительские СМИ, а россиянам ничуть не меньше осточертели десятилетиями сидящие в телевизоре и органах власти физиономии.

«Думаю, огромную роль в сегодняшних и предшествующих им событиях стала сокрушительная победа партии Зеленского на выборах в украинский парламент, - пишет известный блогер Павел Пряников, комментируя итоги свежих московских протестов, закончившихся массовыми задержаниями незарегистрированных кандидатов и их сторонников.

— Россия продолжает жить Украиной не только в телеэфире госТВ, но и в реальной политике. Теперь вызывает страх не только Майдан, но и победа популизма на выборах.

Некогда никому не известные на Украине блогеры, фотографы, гражданские активисты и SMM-щики – сборный салат того самого «креативного класса» - в одни ворота выносит прежний правящий класс».

Сейчас по всей России - от Москвы и Питера до Крыма и Севастополя, и от Северного Кавказа до Сибири - шумят политически активные граждане. Избиркомы по беспределу не допускают к регистрации или снимают с нее не только кандидатов-одиночек, но и целые партсписки. Причем, не только либеральные, но и КПРФ и даже вполне патентованных патриотов и охранителей из «Родины» и ЛДПР.

И вот сидит какой-нибудь не лишенный политических амбиций владелец автосервисов в субъекте федерации и, глядя на Украину думает: а чем он хуже какого-нибудь условного Собянина или еще какого чиновника или приближенного к власти бизнесмена-единоросса? Он тоже хочет, а его за это клеймят «навальнистом».

И вывод неутешительный: он хуже только тем, что существующая система не даст ему - не-единороссу и не человеку системы - ни одного шанса на честную конкуренцию.

Фактически, в условиях обрушения рейтингов правящей партии система защищается от проникновения в нее чужаков всеми видами фильтров, предлагая избирателю на выходе совсем уж обезжиренное меню, где выбор предлагается делать между явными и замаскированными единороссами и их откровенными спойлерами. Что не может не сказываться на интересе к процессу, то есть на явке.

А явка – это ведь на Украине или, там, где-нибудь в Европе или в США всего лишь явка, и ничего более. В специфической системе координат нынешней РФ явка - это своеобразный референдум о доверии к партии и правительству. Это легитимообразующий фактор.

К чему могут привести подобные тенденции в среднесрочной перспективе, особенно если они станут массовыми и выльются в какую-то более серьезную, чем сейчас, протестную активность, предугадать несложно. Тем более в ситуации, когда единственным ответом власти на растущее количество не допущенных к дележке пирога становится хрестоматийное «держать и не пущать».


Самое острое на канале Примечаний в Telegram








Copyright © 2014-2019

Сетевое издание «Примечания.ру» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 19 июля 2019 года, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-76222.
Учредитель: ООО "Примечания - три столицы"
Гл. редактор: Ядуха В.М.
Адрес: 117342, г Москва, улица Бутлерова, дом 17б, Э/ПОМ/К/ОФ 2/XI/60Е/221
Телефон: +7 913 820 21 45
E-mail: primechaniya.ru@gmail.com

Все публикации защищены авторским правом.
В сети интернет разрешается копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, видео, публикация и републикация, перепечатка или любое другое распространение информации только с обязательной активной, прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на адрес страниц сайта http://primechaniya.ru/.

Связаться с редакцией вы можете по адресу: primechaniya.ru@gmail.com или по телефону: + 7 978 100 54 73
Все вопросы касательно размещения рекламы: primesevreklama@mail.ru и по телефону, указанному выше

Новости Севастополя. Примечания

Яндекс.Метрика