Реклама

Иловайский вокзал ждет Россию

27.03.2018 21:11
В далеком детстве мне доводилось подолгу бывать в удивительном городке Иловайск, где жил на пенсии мой дед, скучавший по Северу, белым медведям и своим статьям, после которых разгоняли целые райотделы милиции. Этот неразрывно связанный с железнодорожными путями город и сегодня красноречиво рассказывает о разных путях развития постсоветского социума.

При СССР Иловайск назывался «Ворота Кавказа». Это был один из пяти мощнейших вокзалов громадной страны. Все поезда из европейской части СССР в Ростов, Краснодар, Сочи, Кисловодск, Тбилиси, Баку, Ереван шли через эту станцию.

В это сейчас трудно поверить, но был даже пассажирский поезд в туркменский город Красноводск, который на пароме перевозили через Каспийское море.

В лучшие годы, особенно летом, поездов было настолько много, что скорые и пассажирские занимали все пути с перронами, а из пригородных электричек и дизелей людей, бывало, высаживали на подъездах к вокзалу.

Вокзал в Иловайске поразительный. Массивный комплекс из нескольких зданий с крытыми выходами к платформам строили с 1974 по 1981 год. По слухам, добро на этот проект получили лично от Брежнева, что позволило творить чудеса. Красный камень в облицовке этого величественного здания придает ему сходство с мавзолеем Ленина. Комфортный и удобный вокзал опередил свое время, даже сегодня не строят таких качественных, монументальных и при этом удобных для человека сооружений.

Со стороны города часть комплекса была занята автовокзалом, что упрощало пересадку на автобус. Вокзал как бы символизирует доступность путешествий по ушедшей громадной стране. Не было заборов. А еще фишка была в том, что возглавлявшие стройку люди хотели превзойти свои возможности, что-то вроде «построить у себя коммунизм круче, чем у всех остальных соседей». Люди хотели, чтобы страна сказала «ваууу», а не думали, как «освоить бюджет». И при этом действительно толковые честно получали достойные деньги и блага.

В самом городе был очень хороший магазин игрушек в самом центре, большая библиотека, дом культуры, парк с колесом обозрения, уютные магазинчики, рынок, больница и школы. Все было капитальное, построенное для людей и на совесть. Город состоял из 3 и 5-этажных новостроек и старого фонда усадебного типа. Все это производило какое-то уютное, милое впечатление – давало ощущение, что государство способно создать комфорт, качество жизни, заботу и в небольших, но важных городках.

Пахло углем, хлебом, степью. Шум поездов не напрягал, а наоборот пробуждал мысли о далеких краях и полной ярких впечатлений жизни. Мысли о том, что многие эти поезда идут к морю, особенно вдохновляли.

В первой половине 90-х, когда я бывал в Иловайске, на моих глазах умирала эпоха, переживали шок люди, лишившиеся дававшей чувство защищенности страны. Мне, ребенку, казалось, что творится нечто неправильное, что обязательно все исправится, умирающий город оживет и возродится как символ доступности путешествий в сильной стране, которая не разрушилась, а лишь уснула на время.

Умирал тогда город из-за жадности украинского государства – Украина запросила с России космические суммы за транзит поездов через Иловайск. России стало выгоднее усилить строительство обходной ветки, чем платить украинским деятелям баснословные деньги за работу поездного хода.

Количество поездов сокращалось, люди теряли работу на железной дороге, а это был основной работодатель в городе. Пока вокзал угасал, народ бросился в спекуляцию – ездили на электричках в Таганрог, возили туда-обратно разные продукты, играли на ценах. Самые предприимчивые выход нашли, но город в целом, его солидная общедоступная инфраструктура продолжили приходить в упадок.

В 2002 году через громадный вокзал в последний раз прошел поезд Москва-Махачкала. С того момента через Иловайск осталось ходить несколько поездов, которые специально были пущены по этому маршруту. Все остальные пассажирские и грузовые составы пошли в обход.

Вокзал-мавзолей сейчас спит и ждет, что когда-нибудь наступит эпоха большей социальной справедливости, где ценностями будут радость и творчество, а не безрадостное потребление. Он олицетворяет Путь государства, которое свои ресурсы тратит на создание комфортной среды для граждан, строит качественные и основательные школы, парки, больницы для всех людей, не деля граждан на сословия. Сейчас это кажется чем-то нереальным, и сам вокзал выглядит каким-то непонятным заброшенным памятником.

А вообще, еще с начала 90-х иловайский вокзал ждет Россию. Причем после жутких боев 2014 года он ждет не простую, а сильную Россию, в которой нет искусственных барьеров, неофедализма и свертывания социальной сферы. И тогда это уникальное здание превратится из мавзолея в символ возрождения новой, вернувшей себе все русские земли великой страны.

И если раньше русский народ умел строить опережающие время грандиозные комплексы, он, конечно же, проснется и снова построит грандиозную страну. Жители которой будут, как встарь, круглый год ездить за здоровьем в Крым.

Самое острое на канале Примечаний в Telegram








comments powered by HyperComments




Copyright © 2014-2018

Все публикации защищены авторским правом.
В сети интернет разрешается копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, видео, публикация и републикация, перепечатка или любое другое распространение информации только с обязательной активной, прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на адрес страниц сайта http://primechaniya.ru/.

Связаться с редакцией вы можете по адресу: primechaniya.ru@gmail.com или по телефону: +7 (8692) 541-652
Все вопросы касательно размещения рекламы: primesevreklama@mail.ru и по телефону, указанному выше

Новости Севастополя. Примечания

Яндекс.Метрика