Реклама

Людям 70-х в XXI веке не место

20.11.2017 13:25
На днях исполнилось 90 лет Эльдару Рязанову. По российским каналам показывали его фильмы и передачи о нем. Впрочем, не показывали то, что идеологически не вписывается в нынешний общественно-политический и культурный контекст.

Пересмотрел фильм «Жестокий романс». Его все ругали (начиная с выхода в 1984 году), что, мол, не соответствует «Бесприданнице». Таки да — не соответствует. Фильм, и даже сам по себе сценарий, лучше драмы.

Показывают раскрашенный «Берегись автомобиля». Плохое впечатление. Вот «Весну на Заречной улице» раскрасили удачно. А фильму «Берегись автомобиля» раскраска реально не нужна — в начале 1960-х Рязанов был достаточно влиятельным и признанным режиссером, чтобы пробить для своего фильма цветную пленку (хотя он «пробивал» этот фильм три года). Но он этого не сделал, думаю, по сугубо художественным причинам. И вот теперь рыжеволосый и желтокожий Смоктуновский — это не для слабонервных.

Фильмы Рязанова — пример того искусства, которое интересно и элите, и широкому кругу зрителей. Это, на самом деле, очень сложно и не так часто встречается.

Эльдар Рязанов снимал художественные фильмы ровно 50 лет. И запечатлелся в каждой эпохе по-разному. «Карнавальная ночь» — это новое ощущение жизни в советском постсталинском кино, почти новая волна. Там интереснее всего — это новый формат эпохи, предощущение чего-то большого и прекрасного.

Потом — эпоха 60-х. И Рязанов оказался в официозном мейнстриме, но не в том альтернативном мейнстриме, в котором были Хуциев, Шпаликов, Шепитько, ранний Тарковский, Параджанов. Очень сложно назвать его «шестидесятником», хотя его фильмы становились событиями того десятилетия. Музыкальные комедии с социальным подтекстом и филигранной «фигой в кармане».

Эпоха 70-х была, думаю, самой замечательной для Рязанова — он не просто снял свои лучшие фильмы, он создал свою кинопоэтику. Трогательные, ранимые, беззащитные, непрактичные герои с удивительно богатым внутренним миром, с большой гаммой эмоций и специфическим мировосприятием, живущие в условиях советского «застойного» безвременья.

Но, и теперь это понятно, именно советская культура 70-х и ранних 80-х стала настоящим культурным и духовным ренессансом — наиболее интересным периодом за всё время существования СССР.

В советской культуре того времени заметен тончайший психологизм, виртуозное изображение внутреннего мира, видим фильмы Тарковского, Авербаха, «Восхождение» Шепитько, экзистенциальную прозу Василя Быкава, русских писателей-деревенщиков, Юрия Трифонова, стихи Ахмадуллиной, Лины Костенко, Олега Чухонцева, песни Высоцкого, музыка Шнитке и мн.др. И в этом ряду — «С легким паром», «Служебный роман», «Жестокий романс».

Но уже 80-е — это другой Рязанов. Другой, потому что время стало иным, а он пытался его остановить и законсервировать. Начиная с «Забытой мелодии для флейты» (1987) видим постепенную анахроничность в его фильмах. Он как бы подсознательно остается в «своем» времени. «Привет, дуралеи» — это попытки повторить то, что было раньше, в 70-х. «Небеса обетованные», «Предсказание» - это о том, что людям из прошлого не находится места в «лихих девяностых».

И фильмы последних творческих лет - это уже игра собственными же штампами и конструктами. «Тихие омуты» - это о том, что людям из 70-х в XXI веке нет места вовсе. Что им лучше удавиться.

И последний фильм, «Андерсен», после которого Рязанов уже не снимал. Это должен был стать opus magnum великого режиссера. Но стало, скорее, прощанием с публикой и его самого, и Вячеслава Тихонова.

Чувствовалось, что им есть что сказать, но почему-то это уже не получается.

Кажется, из кинодолгожителей всегда в тренде времени был Луис Бунюэль и Бергман.

Кстати, еще один показатель — почему со второй половины 1980-х Рязанов постепенно выпадает из канвы времени. Начиная с «Карнавальной ночи» и до «Жестокого романса»" музыка в его фильмах — это сплошные шлягеры. А уже с «Забытой мелодии» — есть традиционные для прошлого творчества романсы, но они выглядят анахронично. Помню, какой была популярной пластинка с музыкой из «Жестокого романса». Но вспомнить интересную музыку из последующих фильмов не получается.










Copyright © 2014-2019

Сетевое издание «Примечания.ру» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 19 июля 2019 года, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-76222.
Учредитель: ООО "Примечания - три столицы"

Адрес: 117342, г Москва, улица Бутлерова, дом 17б, Э/ПОМ/К/ОФ 2/XI/60Е/221
Телефон: +7 913 820 21 45
E-mail: primechaniya.ru@gmail.com

Все публикации защищены авторским правом.
В сети интернет разрешается копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, видео, публикация и републикация, перепечатка или любое другое распространение информации только с обязательной активной, прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на адрес страниц сайта http://primechaniya.ru/.

Связаться с редакцией вы можете по адресу: primechaniya.ru@gmail.com
Все вопросы касательно размещения рекламы: primesevreklama@mail.ru и по телефону, указанному выше

Новости Севастополя. Примечания

Яндекс.Метрика