Реклама

Новый крымский консенсус

24.09.2017 14:00
Новость уходящей недели об очередных сборах и «акцизах на Крым» вновь ставит уже казалось бы забытый вопрос о природе так называемого «крымского консенсуса» в российском обществе. Он никуда не исчез, но, судя по всему, существенно изменился — и во многом повторяет социальный состав отдыхающих.

У типичного российского крымолюба в этом году денег или много — или нет совсем. Фото: Вконтакте

Считается, что консенсус этот (Крым в обмен на пармезан) пришел на смену прежнему общественному договору (возможность заработать в обмен на политическую индифферентность) в 2014 году, и за последние пару лет экспертное сообщество его уже успело похоронить, посчитав исчерпанным. 

Действительно, сетования на падение уровня жизни слышится из городов и весей все отчетливей: зарплаты падают, индексация пенсий отменена, а тарифы, налоги и прочие обременения растут. И перевесить это Крыму все труднее: во-первых, слишком многим из тех, кто приветствовал воссоединение, стало не на что сюда летать, а субсидирование авиабилетов почти свернули. Во-вторых, крымский отдых в этом году оказался дороже, чем в открывшейся демпингующей Турции, а сервис и инфраструктура не изменились.

Все это ни для кого не новость, статистика доступна, общественные настроения постоянно замеряют Левада и ВЦИОМ. Так стоит ли государству в таких условиях во всеуслышание объявлять, что на Крым не хватает денег, поэтому операторов связи обложат сбором, а на топливо введут акциз? Ведь понятно, что все это будет заложено в цену услуг связи и бензина для конечных потребителей, а через топливо - и в цену остальных товаров. Можно было бы сделать это молча - как вводили акцизы уже не раз. 

Предположения, что подобного рода новости вызовут недовольное бурчание, обоснованы. Тем более, в столицах, где и без того немало «либералов», до сих пор называющих воссоединение ошибкой. Вот свежий пост участницы туристического рынка России, которая занимается раскруткой Крыма в Москве: 

Недоумение автора понятно, гражданский пафос тоже. Предположим, она несколько драматизирует ситуацию, и в туроператорской тусовке у нас Крым отторгает вовсе не «каждый третий». Но понятно и то, что именно туристический бизнес, делавший до 2014 года деньги на продаже путевок в дальнее зарубежье, первым пострадал от санкций, девальвации рубля и общего падения спроса. Однако вопрос все тот же: стоит ли дразнить?

Опрошенные «Примечаниями» политтехнологи, уверены, что широкие массы населения воспримут необходимость еще чуть-чуть затянуть пояса ради Крыма с пониманием, потому что «крымский консенсус» в обществе сохраняется.

«Если бы речь шла о живых деньгах, если было бы сообщено всем работникам бюджетной сферы, что у них на 100 рублей урезается зарплата, это было бы ощутимо, - рассуждает Игорь Минтусов из «Никколо М». - А когда деньги, которых вы не видите и никогда не видели, куда-то из бюджета уходят... Эти цифры абстрактны. Рядовой потребитель очень косвенно их ощущает. Цены в магазине выросли? Ну и что? «Крым - наш» — это радостная идея, которая поглощает негативные реакции, идущие на самом деле из головы, а не из кармана или желудка».

Дмитрий Гусев из «Бакстер групп» подчеркивает, что власти в России как никогда прозрачны в своих намерениях, и к их просьбам «скинуться на Крым» население отнесется с пониманием. «Крым и Севастополь территории отстающие, еще недавно жившие по нероссийским стандартам, - напоминает он. - Их нужно подтягивать и нужно за это платить. Государство объясняет, где берет деньги и куда тратит. В данном случае это Крым. По-моему, это прекрасно, открыто и честно».

Однако вопрос - в качестве текущего крымского консенсуса. Судя по всему, сегодня он представляет собой что-то вроде сэндвича, где сверху и снизу очень богатые и откровенно бедные патриоты, а внутри - тонкая начинка "западников" из городского среднего класса. Что ж, конструкция весьма устойчивая. Осталось дождаться, когда заработают мост, очистные и снесут шалманы на набережных. Чтобы одним патриотам отдых здесь стал по карману, а другим наконец понравилось здесь отдыхать.

Система Orphus







comments powered by HyperComments


Чиновник под контролем


Copyright © 2014-2017

Все публикации защищены авторским правом.
В сети интернет разрешается копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, видео, публикация и републикация, перепечатка или любое другое распространение информации только с обязательной активной, прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на адрес страниц сайта http://primechaniya.ru/.

Связаться с редакцией вы можете по адресу: primechaniya.ru@gmail.com или по телефону: +7 (978) 00-27-986
Все вопросы касательно размещения рекламы: primesevreklama@mail.ru и по телефону, указанному выше

Новости Севастополя. Примечания

Яндекс.Метрика