Министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила, что новый обязательный единый госэкзамен (ЕГЭ) по истории и обществознанию может быть введен в нескольких регионах России в качестве пилотного проекта с 2022 года. Сейчас школьникам необходимо сдать только три ЕГЭ: математику, русский язык еще один предмет по выбору выпускника. Но совсем скоро список расширят.
— Я считаю, что это настолько мало, что даже неприлично об этом говорить, — заявила Васильева еще в июне 2018 года. — Потому что нет ни одной страны мира, это я заявляю совершенно с полной ответственностью, которая не сдавала бы математику, родной язык, родную историю, иностранный язык и дальше по выбору.
В качестве одного из пилотных регионов для сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию может быть утвержден Крым, что чревато для местных выпускников определенными трудностями. Часть педагогов напоминает, что сегодняшние школьники из автономной республики начинали свою учебу в другом государстве. Другие учителя истории также прогнозируют сложности, но по совсем иным причинам. Так, начальник управления международной деятельности Крымского федерального университета, кандидат исторических наук Андрей Никифоров признался «Примечаниям», что не связывает с введением нового обязательного ЕГЭ никаких особых надежд.
— Сама система единых госэкзаменов требует реформирования или как минимум серьезного пересмотра, потому что знания тех, кто сегодня поступает в вузы, оставляют желать лучшего, — наблюдает Никифоров. — Это устойчивая тенденция и, судя по всему, она связана с общим качеством школьного образования. Причина — ориентация не столько на развитие ребенка, сколько на его натаскивание по определенным предметам.
В качестве позитивного следствия этой инициативы Андрей Никифоров склонен видеть некоторое повышение престижа истории и обществознания, а также рост благосостояния преподавателей двух этих дисциплин в связи с будущим спросом на репетиторство. Учащиеся школ же просто получат очередную «обязаловку», которой им придется соответствовать.
Следует признать, что к разговорам об особенной значимости Истории Отечества Ольга Васильева возвращается регулярно. Глава Минпроса традиционно делает акцент на важности нарративной функции этой дисциплины, добавляя, что «педагог должен в первую очередь быть ребенку наставником, человеком, который занимается его воспитанием». Притом, что любое воспитание связано с внедрением определенных ценностей, в то время как критическое мышление — с фактами и их интерпретацией. Воспитывать же юных граждан России сегодня предполагается в духе патриотизма, а «главной объединяющей темой», по мнению Ольги Васильевой, остается Победа в Великой Отечественной войне.
— Я глубоко убеждена, что историю можно преподавать человеку, который не является профессиональным историком, — рассказывала Васильева. — Учитель — в первую очередь популяризатор. Если человек любит, прекрасно знает, чудесно ее рассказывает и живет тем, о чем он говорит, он может завлечь и заворожить любого.
Политику «завлекания и завораживания» школьников скептически воспринимает и ряд московских педагогов. Так, учитель истории и обществознания столичной школы №2097 Оксана Лев отмечает, что отечественная история — лишь часть преподаваемого на уроках курса. Другую равноценную половину дисциплины составляет всеобщая история, которой в рамках нового «патриотического» ЕГЭ места, увы, не нашлось. То есть для сдачи обязательного государственного экзамена выпускники будут штудировать книги об особом, изолированном пути России, которая прошла всю свою дорогу вне европейской цивилизации.
— Если обществознание остается самым популярным ЕГЭ по выбору (ежегодно его сдает каждый второй выпускник — прим.ред.), то с обязательным ЕГЭ по истории я бы не спешила, — поделилась с «Примечаниями» Оксана Лев. — Знать историю нужно каждому, как и родословную вашей семьи. Но сегодня существует опасность идеологизации истории, подмены знаний набором расхожих мифов. Утвержден единый учебник истории, это социальный заказ государства, что естественно и понятно. Вместе с тем, есть истины, которые не меняются веками. Например, что жизнь лучше менять в диалоге государства и общества, путем реформ, а не революций. Полагаю, что откровенная идеология все же не пройдет — у нас подросло поколение думающих детей, которое понемногу учится анализировать разные источники и делать выводы самостоятельно.
Напомним, что уже с 2020 года в 19 субъектах федерации в пилотном режиме начнутся обязательные ЕГЭ по иностранному языку.