В Москве завершилось масштабное научное исследование архитектурной ценности особняка Миндовского. В особый перечень занесены все значимые элементы фасадов и интерьеров уникального особняка. Теперь любые ремонтные или реставрационные работы в памятнике будут проводиться с учетом этих данных.
Глава Московского департамента культурного наследия Алексей Емельянов рассказал, что дом Миндовского на углу Пречистенского и Староконюшенного переулков представляет собой яркий образец столичного особняка периода неоклассицизма. Его архитектурное решение обусловлено и местом расположения — этот район Москвы был одним из самых дворянских.
По словам Емельянова, особняк сразу привлекает к себе внимание купольной ротондой с тосканскими колоннами, которая обрамляет угол здания: «Сами фасады богато украшены лепным декором — это и фигурный карниз на античные темы, и лепной венок, и сандрики. Еще одна интересная деталь — сточные желоба в виде львиных голов». Емельянов подчеркнул, что все эти и другие важные элементы внесены в предмет охраны.
Не уступает фасадам и художественное оформление интерьеров с плафонами, филенчатыми панелями, скульптурой. Борис Пастернак одну из сцен «Доктора Живаго» поместил в парадный зал с колоннами этого особняка.
Особняк был построен в 1906 году по проекту архитектора Никиты Лазарева. Текстильный промышленник Николай Миндовский приобрел это владение у Московского строительно-торгового акционерного общества.
После революции 1917 года в здании располагался ЗАГС, в котором расписались Сергей Есенин с Айседорой Дункан, а также Михаил Булгаков с Любовью Белозерской. С 1927 года здание является посольством Австрии.