Педагогическое сообщество, в целом, приветствует инициативу двух министерств. Вместе с тем учителя опасаются, что полезная идея может превратиться в очередную абстрактную инструкцию — формально исполняемую, но в сущности ничего не меняющую. Учителя отмечают, что современные дети хорошо информированы, очень любопытны и во всем хотят видеть причинно-следственные связи. Эксперимент будет запрограммирован на неудачу там, где ничего нового ребенок для себя не открывает, не создает, а проявления его инициативы пресекаются.
— Если новый учебник ЗОЖ напишут по схеме «Делай то, делай это», новшество не пройдет, — убеждена учитель начальных классов московской школы №2097 Людмила Пластинина. — Уже ко 2 классу детям становится скучно «просто читать». Ребята любят жанр «Сделай сам» — мастерить, вырезать из бумаги, комбинировать разнородные элементы. Большую помощь будущему учебнику могут оказать интерактивные приложения — например, мультфильмы на соответствующую тематику.
Склонность учащихся к ручному труду также следует поощрять. По мнению Людмилы Пластининой, дети с младых ногтей начинают демонстрировать интерес к правильному питанию — причем не только как потребители, но и как юные рестораторы. Так, в 2097-й школе удалось отучить ребят от поедания картофельных чипсов. Вместо жарки пересоленных корнеплодов на шкварчащем масле школьникам предложили попробовать выпекание, причем вместо картошки под присмотром мам дети использовали… апельсины. Смена меню настолько пришлась всем по вкусу, что мальчишки с девчонками до сих пор увлеченно обмениваются фотографиями с домашней кухни и кулинарными рецептами.
Способны дети оценить и грамотные рекомендации по гигиене. Кроме необходимости мыть руки перед едой важно растолковать им такие правила безопасности, как питье из отдельной посуды или пользование личной расческой. На отказ одолжить гребешок одноклассники запросто могут отреагировать мыслью «ты не хочешь со мной делиться – следовательно, жадничаешь или пренебрегаешь». Объяснение основ этикета создаст в классе правильный психологический климат, что особенно ценно и для физического здоровья.
— Все чаще школы сталкиваются и с таким явлением как буллинг (травля – прим.ред.), — признает Людмила Пластинина. Причем старт ему нередко дает сам учитель, показавший, что, например, вот этот ученик — отличник, и, следовательно, большой молодец, а вот этот — отстающий, и потому плохой. У каждого из детей есть особый талант, найти которому можно применение в ЗОЖ. Одна наша девочка, например, сконструировала у себя дома мини-фонтан для увлажнения воздуха. А ведь это важное слагаемое сохранения здоровья! И что же? Теперь ее изобретение стоит в нашей фитозоне. Одноклассников радуют ароматы мяты и чабреца, а наша героиня скоро будет выступать на конкурсе по проектным работам.
Не отрицает учитель и важность зарядки – 5-минутной разминки перед каждым уроком. Но, как убеждена Людмила Пластинина, детям почти в любом возрасте можно давать специальные пособия, которые будут им интересны. Они сами смогут выбрать, какие упражнения им лучше выполнять, а педагогу останется лишь развивать этот процесс. Для детей сегодня важна осознанность. Школьники хотят понимать, каковы цели всех занятий, чему способствует их инструментарий, и многое, многое другое. Если все эти аспекты будут учтены Минздравом и Минпросом, у учебника по здоровому образу жизни появится хороший шанс изменить нашу жизнь к лучшему.