Депутат Государственной Думы от ЛДПР Сергей Иванов убежден, что совмещение должности губернатора с полномочиями члена Совета Федерации позволит сэкономить РФ как минимум 1 млрд рублей. Он рассказал «Примечаниям», что не видит проблемы в объединении двух разных ветвей власти в одном лице.
«Совет Федерации может не рассматривать законопроекты Государственной Думы. Если в течение 14 дней они этого не делают, то законопроект считается одобренным. Обязательному рассмотрению Совета Федерации подлежат только вопросы войны и мира, охраны государственных границ, федерального бюджета и налогов. Бюджет у нас рассматривается раз в год. Поэтому очень просто можно совмещать эти должности. И такая практика уже была. У нас руководители законодательных и исполнительных органов совмещали обязанности, и свои, и членов Совета Федерации, и было все очень хорошо», — рассказал Иванов «Примечаниям».
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что подобное совмещение в России уже практиковалось и доказало свое преимущество. Учитывая характер, режим и объем работы Сената, по мнению авторов законопроекта, наделение губернаторов полномочиями членов Совфеда представляется не только не обременительным, но и необходимым. Таким образом, субъекты РФ смогут принимать непосредственное участие в законодательной деятельности, голосовать за принятие законопроектов, утверждать бюджет.
Исполнять полномочия члена Совета Федерации предлагается на непостоянной и неоплачиваемой основе. Авторы законопроекта объясняют это тем, что сенаторами станут первые лица законодательной и исполнительной власти субъекта РФ, и деятельность в Сенате для них будет сопутствующей их должностным обязанностям, за которые они и так получают заработную плату.
На вопрос, поддержат ли коллеги-депутаты законопроект, Иванов ответил: «Меня не поддержат те, кто не хочет экономить Российской Федерации 1 млрд в год как минимум. Мы не знаем, поддержат нас или нет. Законопроект только внесен, он еще не рассматривался, официальных комментариев я ни от кого не слышал, поэтому предполагать — гадать на кофейной гуще».
Эксперты, в свою очередь, в предложении совместить должности сенатора и губернатора ничего нового не видят. По мнению политтехнолога Константина Калачева, Иванов просто предлагает вернуться к старой схеме: «Как минимум заработает цитируемость и благодарность губернаторов».
Калачев отметил, что первая реформа СФ в 1995 году должна была сделать «палату регионов» политически близкой исполнительной власти. Поэтому в декабре 1995 года был принят закон, по которому губернаторы (главы региональной исполнительной власти) и председатели законодательных собраний субъектов Федерации входили в СФ по должности. При этом члены Сената работали в нем на непостоянной основе, собираясь в Москве на регулярные сессии, или участвуя в заседаниях комитетов и комиссий. Этот состав СФ был сформирован 23 января 1996 и заседал по 26 декабря 2001.
«Но я очень сомневаюсь, что законопроект станет законом. Потому что система становится все более консервативной и идет на какие-то реформы только в случае вынужденной необходимости. А какая сейчас необходимость что-то менять с верхней палатой? Для общения и участия в выработке решений у губернаторов есть Госсовет», — подвел итог Константин Калачев.
Интересно, что буквально месяц назад депутаты ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, который бы запретил совмещать должности регионального депутата и члена Совета Федерации. Разработчики поясняли, что действующий порядок может привести к конфликту интересов. Например, при одобрении проекта закона о поправке к Конституции РФ одни и те же лица будут участвовать в голосовании дважды: при одобрении проекта в Сената и в региональном парламенте. При этом конституционные положения требуют четкого разделения инстанций при решении данного вопроса. По мнению авторов законопроекта, запрет совмещения должностей является существенной гарантией самостоятельности субъектов РФ.