Линии МЦД перережут историческую застройку Москвы

Пострадавшими от наземного метро рискуют стать уже не пассажиры, а старинные дома
Вячеслав Корякин
13.12.2019

Московские центральные диаметры продолжают попадать в эпицентр скандала. На сей раз под их прицелом оказались особняки на обеих Басманных улицах, которым просто не посчастливилось быть возведенными вблизи от железнодорожных путей.

Дом №8 по Старой Басманной

РЖД приняли решение проложить новые линии в рамках реконструкции ветви между Курским вокзалом и станцией Каланчевская. Вместо двух путей здесь появится сразу четыре, что призвано улучшить пропускную способность МЦД в столице. И все бы хорошо, если бы расширение не происходило за счет сноса памятников старины.

Жертвой железнодорожников может пасть доходный дом на Старой Басманной, 8. Шедевр Николая Жерихова — архитектора московского модерна, коронным номером которого стало украшение фасадов скульптурой — расположен рядом со Старобасманным путепроводом. В здании некогда размещалась поликлиника РЖД, но последние годы оно пустовало. А в декабре рабочие начали разборку кровли.

— В первоначальных планах РЖД снос этого здания никак не фигурировал, — рассказал «Примечаниям» координатор общественного движения «Архнадзор» Игорь Шихов. — Но по нашей информации, на него просто решили махнуть рукой. Потому что, как говорят сами строители, при возведении подпорной стенки доходный дом «и так развалится». Здание формально не имеет защитного статуса, и РЖД вправе сделать с ним все, что угодно.

Вместе с тем, как отмечает координатор, доходный дом Жерихова является ценным объектом городской среды, которая складывалась в этой части Москвы десятилетиями. Здание гармонично вписано в окружающую застройку, а по соседству с ним находится несколько выявленных памятников архитектуры. У градозащитников есть серьезные опасения, что из-за строительных работ их состояние резко ухудшится. А параллельно, в интересах расширения МЦД, может рухнуть и флигель усадьбы Куракиных на Новой Басманной, 8.

Усадьба давно признана объектом культурного наследия федерального значения. Ее контуры хорошо атрибутированы еще на Хотевском плане Москвы 1852 года. А двухэтажный усадебный флигель имеет статус ценного элемента градостроительной среды памятника, располагающего множеством атрибутов XIX века. Здесь и характерный размер кирпича, и глубокие сводчатые подвалы, что уже впрямую указывает на древний возраст здания.

— Благодаря тому, что в середине XX века флигель надстроили, Департамент культурного наследия Москвы объявляет его «диссонирующей постройкой», чтобы оправдать возможный снос в угоду планам РЖД, — отмечает Игорь Шихов. — Решение это неправомерно, его вынесли без проведения необходимых исследований. Железнодорожный монополист снесет его просто потому, что ему так удобнее устроить заезд для своей строительной техники! Решается сейчас и вопрос о ликвидации «ветхой» постройки XVIII века на территории Новой Басманной, 9, авторство которой приписывается самому Матвею Казакову.

Как отмечает общественник, градостроительный беспредел в этой части Басманного района начался не сегодня. Так, по другую сторону путей, на улице Казакова, в августе сравняли с землей административный корпус Гороховского таксомоторного гаража 1926-27 годов постройки. Вместо него сегодня вовсю возводится огромное офисное здание — с нарушением норм высотности и плотности застройки. А в начале декабря девелоперы взялись и за снос самого гаража.

Кстати сказать, сломом исторических зданий расширение МЦД не ограничится. По словам Игоря Шихова, в обозримом будущем здесь перестанут функционировать по меньшей мере два моста из четырех. Так, одну из автомобильных эстакад просто разберут, в то время как единственный пешеходный мост вместе с проходящей по нему теплотрассой ожидает закрытие на многолетнюю реконструкцию.