Владимир Мединский заявил, что в Минкульт «потоком» идут обращения россиян, требующих запретить фильм Тодда Филлипса «Джокер» в прокате. Но сам министр оснований для запрета не видит. По словам Мединского, кто-то заметил в картине пропаганду зла, а кто-то — пропаганду добра. Основания для запрета, как сказал министр, перечислены в открытом перечне — это порнография, призывы к свержению действующего конституционного строя, религиозная и национальная нетерпимость. А все остальное, по словам главы Минкульта, разрешено.
Известно, что самому Мединскому фильм «Джокер» не понравился. Он рассказал в интервью «Авторадио», что другие «марвеловские и прочие комиксы» не вызвали у него такой «бури негативных эмоций». По его мнению, при обращении режиссера «Джокера» в отечественный Минкульт, у кинокартины «не было бы ни одного шанса на поддержку».
Фильм рассказывает о становлении главного противника супергероя Бэтмена — Джокера. Главную роль в картине сыграл Хоакин Феникс. В США «Джокер» уже побил все рекорды по премьерным сборам для фильмов, которые вышли в октябре, и до сих пор остается лидером проката. Критики тоже высоко оценили картину. В этом году история получила «Золотого льва» на Венецианском фестивале.
В защиту «Джокера»
Писатель Александр Гутин заявил, что этот фильм не про Джокера, а «о нас с вами», про богачей, живущих в другом измерении, о пошлости, которая льется с телеэкрана, «про полицейских, защищающих своих боссов». Гутин утверждает, что режиссер «Джокера» показал всему «нормальному» миру, насколько этот «нормальный» мир уродлив. В свей рецензии на фильм писатель удивляется, как его не запретила «наша цензура, которая даже в водевиле про Элтона Джона замазывает следы мужской помады, увидев в этом причину для разгибания скреп».
Кинокритик Антон Долин в свою очередь высказался насчет сравнений «Джокера» с предыдущими победителями Венецианского фестиваля: «Во времена Феллини и Нового Голливуда трава была значительно зеленее нынешней». Долин утверждает, что «Джокер» Тодда Филлипса хорош настолько, «насколько вы мечтали, а может даже лучше». По его словам, это самый радикальный проект, когда-либо выросший из мифологии мейнстримных комиксов. Кинокритик уверен, что бескомпромиссная ненависть Джокера к власть имущим «отзовется в сердце и памяти» многих. Также Долин предсказал, что после мировой премьеры фильма зрители массово начнут копировать образ клоуна-убийцы с зелеными волосами. И, действительно, Instagram заполонили фотографии таких копий.
Очевидно, что на вечеринках в честь Хеллоуина (назло народному избраннику Милонову) образ весельчака-психопата будет особенно популярным.
Какие фильмы Минкульт России все-таки запретил?
К показу в России запрещен фильм «Смерть Сталина». Это сатирическая комедия британского режиссера Армандо Ианнуччи, намекающая на то, какой переполох вызовет кончина действующего главы государства. В фильме показана история борьбы за власть, развернувшейся после смерти советского вождя. В Минкульте пояснили, что фильм содержит информацию, распространение которой запрещено российским законодательством. Однако, что это за информация, в министерстве не уточнили.
Еще один запрещенный в России фильм — «Зов космической эволюции». Это картина о семье Рерихов. Минкульт отозвал удостоверение на прокат после обращения директора Государственного музея искусств народов Востока Александра Седова. Он утверждал, что в фильме использовалось изображение свастики.
За несколько дней до премьеры «Номера 44» Мединский заявил, что СССР в фильме изображен как Мордор, «с физически и морально неполноценными недочеловеками». По сюжету главный герой ленты – офицер советской разведки Лев Демидов, – расследует серию убийств 44 детей.
«Любовь» Гаспара Ноэ Минкульт назвал порнографией. Ленту крутили на Каннском кинофестивале, где номинировалась на квир-пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино.
Запрещен и фильм «Чебурашка» режиссера Макото Накамуры. Сделано это было по требованию «Союзмультфильма».
«Бората» российские чиновники сочли уничижительным по отношению к народу Казахстана. Это комедия о казахском журналисте, которого играет актер Саша Барон Коэн. По задумке сценаристов, Борат покидает родную страну и отправляется по приказу «Министерства информации Казахстана» снимать документальный фильм о США. Там во время просмотра сериала Борат влюбляется в Памелу Андерсон. По вере казахского журналиста, евреи умеют перевоплощаться в тараканов. Герой желает президенту Бушу убить всех граждан Ирака и поет вымышленный гимн Казахстана со словами «Казахстан — главный производитель навоза». После того как Борат терпит неудачу в попытке насильно жениться на Памеле Андерсон, он понимает, что счастье не в «пластмассовой груди», а в отношениях, берет себе в жены афроамериканку с низкой социальной ответственностью и возвращается с ней на родину.