8 октября 2019 года Министерство юстиции РФ подало иск о ликвидации правозащитной организации Льва Пономарева «За права человека». Официальными причинами обращения госоргана в Верховный суд являются «неоднократные грубые нарушения действующего законодательства» общественной организацией. Ведомство потребовало упразднить движение вместе с его структурными подразделениями, а также исключить сведения о них из Единого государственного реестра юридических лиц, говорится в тексте административного иска.
«За права человека»: быть или не быть?
Правозащитная организация общественного активиста и поборника защиты прав и свобод человека Льва Пономарева создана 20 ноября 1997 года и все это время упорно занималась общественно – политической деятельностью, отстаивая конституционные гарантии граждан России. Активисты организации – частые гости протестных акций. Летом 2019 года Лев Пономарев совместно со своими соратниками принимал участие в шествиях и митингах в поддержку незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму, пикетировал здания государственных органов и нелестно высказывался в адрес руководства ЦИК России и Мосгоризбиркома, выступал в защиту фигурантов нашумевшего «московского дела».
15 октября 2019 года на сайте «За права человека» был размещен комментарий организации относительно иска Минюста, в нем говорится, что главными причинами обращения ведомства в суд послужили несоответствия устава движения 2014 года положениям Гражданского кодекса РФ, а также то, что движение неоднократно оштрафовано Роскомнадзором.
«Это связано с открытым сезоном охоты за нашими публикациями не только в СМИ, но и на личных страницах в соцсетях наших сотрудников и волонтеров в связи с признанием движения иностранным агентом», — говорится в комментарии руководства движения «За права человека».
В разговоре с «Примечаниями» эксперт движения «За права человека» Дмитрий Вдовин рассказал о том, что организация получила копию иска, однако, судебное заседание еще не назначено. Он отметил, что в случае принятия иска Минюста Верховным судом и его рассмотрения не в пользу правозащитного движения, они готовы идти до конца и обжаловать судебное решение даже в Европейском суде по правам человека.
«Я думаю, что есть установка нас ликвидировать. Нас систематически штрафовали, признали «иностранным агентом». Когда мы подавали документы в Минюст для устранения, выявленных им же нарушений, нам искусственно создавали условия, при которых мы не могли, хоть и хотели, устранить эти нарушения», — говорит Вдовин.
На вопрос «Примечаний» о создании возможного прецедента в случае ликвидации «За права человека» для других судебных процессов над правозащитными организациями нашей страны эксперт ответил: «Мы живем в России, и тут все может быть. Однозначно ответить сложно, но я не исключаю этого».
«Мы предвидели этот иск. Три месяца назад у нас было совещание по этому поводу, для нас это не было новостью. При подготовке ответов на запросы Минюста мы выяснили, что нас уже списали в архив. То есть это уже чье-то решение, оно принято. Была установка – она выполнена. Неугодных убирают», — резюмировал собеседник «Примечаний».
Политолог Константин Калачев выразил обеспокоенность процессом над правозащитной организацией Льва Пономарева, он отметил, что это серьезная проблема.
«Борьба с правозащитниками — это то, что я приветствовать никак не могу. Организация Льва Пономарева и прочие правозащитные организации уязвимы, формально по закону к ним очень легко придраться. По факту эта ситуация выглядит как наступление на правозащитные организации, которые не идут на сотрудничество с властью. И это на самом деле печально. Правозащитники должны быть разные, не только провластные. Очевидно, что это не способствует улучшению имиджа нашей страны. Лев Пономарев и те, кто с ним – люди очень уважаемые, но видимо, это сейчас неважно», — прокомментировал ситуацию вокруг движения «За права человека» эксперт.
Партийная чистка Минюста
За 2019 год Верховный суд России ликвидировал по искам Минюста за неучастие в выборах ряд политических партий — «Народную партию России», «Социал-демократическую партию России», партию «Города России», «Партию пенсионеров России», «Народную партию «За женщин России», «Альянс зеленых», «Союз горожан», «Российскую партию народного управления» и «Спортивную партию «Здоровые силы».
Иски были поданы на основании проведенного ведомством анализа соблюдения политическими партиями требований действующего законодательства об участии в выборах и сдачи отчетности.
В случае, если в течение семи лет подряд партия не участвовала в выборах, она может быть ликвидирована по решению Верховного суда РФ.
«Примечания» обсудили с политологом Константином Калачевым чистку Минюста.
«Я думаю, что главная проблема с политическими партиями — это не их ликвидация, а отказы министерства в регистрации новых партий, которые аффилированы с нежелательными лицами – несистемными политиками, — говорит эксперт. — Что же касается ликвидации, то такие партии, как правило, не заявляют протестов, да и действительно не соблюдают законодательство, так как изначально многие из них создавались как активы, видимо, для последующей перепродажи, но спроса на них не оказалось, а поддерживать их жизнедеятельность очень затратно, проще их бросить».
Политолог добавил, что не стал бы искать каких-то умыслов власти в истории с партийными чистками и отметил, что политических партий в России сейчас больше, чем нужно, а большинство из них абсолютно не интересны для избирателей.
Калачев рассказал еще об одной проблеме, которая, по его мнению, серьезней ликвидации излишних партий.
«На мой взгляд большей проблемой является отказ в переименовании «Гражданской инициативы» в «Партию перемен» Гудкова/Собчак. Думаю, это название застолбили уже для кого-то еще, на будущее. Отказ в регистрации партии Навального – вот еще одна реальная проблема, а что касается сокращения партий, то это процедурные моменты, тут проблем особых я не вижу», — резюмировал Константин Калачев.
Об СССР
На политическом партийном поле в скором времени может появиться еще одна партия с весьма знакомой аббревиатурой — СССР или «Союз справедливых сил России».
«Примечания» поинтересовались у политолога, сможет ли новая партия пройти регуляторные преграды, зарегистрироваться и выдвинуть своих кандидатов в Госдуму следующего созыва.
«Их задача — откусить кусок электорального пирога у «Единой России», но по факту это еще один спойлер на левом фланге, который скорее всего возьмет определенный процент у КПРФ. Мне понятно желание использовать ностальгию по СССР, которую в последние годы у нас активно продвигают, но отнять таким образом что-то у партии власти вряд ли получится. Кому-то кажется использовать аббревиатуру СССР это очень креативно, очень круто, но по-моему мнению это будет малоэффективно, даже если они и зарегистрируются в Минюсте. Голосуют сейчас не за партии, а за людей», — сказал политолог Константин Калачев.
Однако, в интервью столичному информационному порталу глава оргкомитета новой партии Эльман Магеррам-оглы Пашаев заявил, что СССР – это не фикция, а реальная новая политическая сила.
«Мы будем показывать результат своей работы, чтобы они (говорит о других партиях – прим. редакции) пытались быть похожими на нас. Ни у кого ничего отнимать не собираемся, народ выбирает. Агитировать идти к нам в партию не собираемся. Когда мы покажем свою работу, народ сам определит куда пойти», — заявил Пашаев.
«В отличие от других партий, никаких спонсоров, никаких финансистов, никакой государственной поддержки у нас нет, — продолжил «генсек». — Мы сами своими силами и ресурсами создаем партию. Команда у меня большая, в моей международной кампании есть достаточно коллег: бывших судей, прокуроров, следователей. Все профессионалы. Мы не хотим зависеть от кого-то, мы хотим сами зарабатывать».
Немного статистики
В 2021 году состоятся парламентские выборы, которые являются вторыми по значимости после президентских. Официальная позиция Минюста – большинство политических партий не принимают участия в выборах, то есть не выполняют прямо предусмотренную уставами обязанность.
Из 61 зарегистрированной в России политической партии 32 были включены в реестр в течение 2012 года, когда было либерализировано законодательство о политических партиях, в частности, необходимая для регистрации партии численность ее членов сократилась с 40 тыс. до 500 человек. Поскольку изменения в закон «О политических партиях» вступили в силу 4 апреля 2012 года, государственная регистрация созданных после либерализации законодательства партий началась с мая 2012 года.
Глава ЦИК РФ Элла Памфилова заявляла, что примерно треть партий из ныне существующих может быть ликвидирована из-за несоответствий требованиям законодательства.