Московский почтамт повторяет судьбу «Художественного»

Здание на Мясницкой улице грозит обрушиться
Вячеслав Корякин
12.12.2019
Фото: okoguide.com

11-й год подряд градозащитники бьют в колокола, в то время как Почта России в очередной раз обещает приступить к реставрации объекта культурного наследия.

Постройка архитектора Оскара Мунца и таких мастеров авангарда, как братья Веснины, появилась в столице в 1912 году. Для современников проект представлялся поистине уникальным. Его «изюминкой» стало оригинальное инженерное решение Владимира Шухова — изобретатель увенчал кровлю здания трехслойным световым куполом из богемского стекла. Оправленный в железо прозрачный стройматериал позволял заливать залы Почтамта солнечными лучами, эффективно сохраняя тепло в неверном российском климате. Сегодня исторические интерьеры Почтамта по-прежнему заливаются. Но уже —водой.

— Почта России который год вешает лапшу на уши руководства Департамента культурного наследия, — поделился с «Примечаниями» координатор общественного движения «Архнадзор» Андрей Новичков. — Здание Почтамта не эксплуатируется уже 10 лет, и главная его проблема — шуховский купол. Стеклянные пластины вылетают из пазов и образуют дыры. А атмосферные осадки стекают вниз, в операционный зал. Земля в центре Москвы привлекает инвесторов, но это ОКН, просто взять и снести его проблематично. Поэтому сейчас Почтамт просто «выморачивают».

Градозащитник напомнил, что еще в 2010 году в здании на Мясницкой проводилась экспертиза. Тогда оно было признано аварийным на 70%. Но время идет, Почтамт все острее нуждается в восстановительных работах, которые с каждым годом обречены становиться лишь сложнее и дороже. Андрей Новичков предполагает, что Почта России решила провернуть здесь схему, аналогичную с кейсом кинотеатра «Художественный». Его тоже однажды закрыли тканевым фальшфасадом под предлогом реставрации. А в 2016 году популярный блогер сумел проникнуть внутрь кинотеатра и констатировал, что в «Художественном» уничтожено абсолютно все

— Уцелела только коробка из наружных стен да кровля, — продолжает Новичков. — По Департаменту культурного наследия это называлось красиво-таинственным термином «вычитка кирпича». Кирпичи-де бережно вылущивали из несущих стен, после чего аккуратно складывали в сторону, чтобы позднее вернуть их на место. Это уже была наглая ложь в глаза — вся площадка рядом с Арбатом буквально усеялась битым кирпичом, красная пыль столбом стояла в воздухе. Если здание Почтамта сменит собственника, он неизбежно придет к тому, что стены можно поправить лишь отбойными молотками. То есть снести и выстроить новые.

Между тем, несмотря на свою аварийность, зданию Почтамта еще далеко от руинированного состояния. Так, исследования 2018 года показали, что уцелело не менее 80% стеклянного купола с чешским стеклом. По мнению градозащиты, Почтамт по-прежнему можно использовать по его назначению. Несмотря на угрозы затопления, внутри него до сих пор хранится корреспонденция. Здание пустует, но не брошено — на входе работает охрана, исправно функционирует отопление. На 1 этаже есть коридорный проход в корпус, расположенный во дворе — именно туда 10 лет назад и были переведены сотрудники круглосуточно работающего отделения Почты России. Сегодня их территория ужата, в то время как руководство называет предлагаемые условия «временными неудобствами» и просит «потерпеть еще немного».

К слову сказать, похожая история произошла в Москве и с родным братом Почтамта – Центральным телеграфом на Тверской. Сначала большую часть здания отдали арендаторам, заставив работников давиться в тесноте, а затем и вовсе выселили их в другое место. Как резюмирует координатор «Архнадзора», если общественность сегодня не вступится за здание Почтамта, его может постичь участь многих других памятников архитектуры, за последние 10 лет исчезнувших с карты Москвы.