В часы пятничной молитвы на улицу Мусы Джалиля съезжается до нескольких сот человек, заполоняя машинами все стоянки близ бывшего магазина «Магнит». Взрослые спорят с приезжими, подростки бьют в мечети стекла, а имам продолжает призывать свою паству к спокойствию.
Инцидент актуализировал в обществе острую дискуссию. Часть москвичей видит в стихийном появлении мусульманских молелен «первую ласточку» формирования этноконфессиональных гетто — подобных сегодняшним европейским, доступ в которые для посторонних становится все затруднительней.
О причинах конфликта и путях его преодоления «Примечания» поговорили со старшим преподавателем школы востоковедения НИУ ВШЭ Андреем Чупрыгиным. По убеждению эксперта, история мусульманских общин в России и Европе имеет ряд серьезных отличий.
— До Второй Мировой войны исламских диаспор на территории Европы почти не существовало, — напоминает Чупрыгин. — Ни социально, ни культурно страны Запада не были готовы к появлению мусульман. И смотрели на них, в основном, настороженно. Мигрантам не оставалось ничего, кроме как «держаться вместе». Так в христианской Европе возникли кварталы компактного проживания иноверцев. В России же со времен Ивана Грозного мусульмане интегрированы в структуру общества. Их присутствие никого здесь не удивляет, и замыкаться в своих микромирах исповедующим ислам просто незачем.
Реакцию на богослужения в бывшем продмаге старший преподаватель Высшей Школы Экономики сравнил с нашумевшим конфликтом в Бумажном проезде. Там часть общественности выступает против строительства приюта для бездомных, считая, что после его открытия бомжи заполонят собой все окрестные дворы. По убеждению Андрея Чупрыгина, в обоих случаях корни конфликтов лежат в путанице причины со следствием. Люди видят непонятное, а подчас и неприятное им явление — и стремятся поскорее вытеснить его из сознания.
— Проблема прежде всего градостроительная, — уверен специалист. — Мешают не люди, мешает отсутствие инфраструктуры. Москва сегодня — не мусульманский город, она не приспособлена для исламских обрядов. Мусульман в столице с каждым годом все больше, а мечетей по-прежнему четыре. Городские власти должны задуматься об открытии не только молельных домов, но и халяльных магазинов еды и одежды. Это лучший способ для снятия напряжения и культурного обмена.
Андрей Чупрыгин подчеркнул, что, по опубликованным в США прогнозам, численность мусульман к 2050 году достигнет отметки в 2,8 миллиарда человек. Запрос на молельные дома будет только возрастать и, если его игнорировать, кризис в обществе станет неизбежным.