Мусорный вопрос в Москве давно стал политическим. Так, на митингах за честные выборы в «Мосгордуму» наравне звучали лозунги против полигонов ТБО в Подмосковье и «мусора» в правоохранительных органах. Надо отметить, что накануне полицейские избили противников вырубки леса и строительства завода по переработке мусора в подмосковном Ликино-Дулево. Несколько человек задержали, одна из протестующих в итоге оказалась в реанимации.
Тем временем в проекте «Активный гражданин» позитивно стартовало голосование, как москвичи относятся к идее раздельного мусора. У многих домов на контейнерных площадках уже появились емкости разного цвета. А с нового года в столице официально начнется первый этап перехода к раздельному сбору мусора.
Руководитель общероссийской организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин в интервью «Примечаниям» высказал сомнение, насколько необходимо это голосование. По его словам, еще в прошлом году были официальные данные, что 60% москвичей готовы сортировать мусор. Вот только надо ли это делать?
«Мы возвращаемся на 20 лет назад. Тогда в Европе и США начинали как раз с раздельного мусора, потому что не было технологий, которые есть сейчас. Такое ощущение, что мы даже не пытаемся идти в ногу со временем, а просто повторяем опыт прошлого века. Новые технологии уже позволяют не делить мусор на множество фракций. Ведь это в конечном счете сказывается на кошельке обычных горожан. Хотя бы потому что в этой ситуации региональный оператор должен иметь технику под разные виды мусора, что уже увеличивает тариф на его вывоз».
По словам эколога, на самом деле нет необходимости устраивать на собственной кухне мини-сортировочный завод, отдельно складывая пластик, отдельно металл, отдельно бумагу и т.д. Достаточно делить мусор на сухой и мокрый (или чистый и грязный). Так, в одном пакете будут сложены пищевые отходы, в другом — все остальное. Нагибин уверяет, что такой принцип значительно облегчит процесс мусоропереработки. Однако, не редко получается так, что горожан призывают к осмысленному сбору мусора, а затем пакеты все равно оказываются в общей куче на той же свалке.
Эколог Нагибин отметил, что зачастую на бумаге у полигона мусоросортировочный завод есть, а по факту он не работает: «Перед полигоном стоит бутафорный заводик, и его включают только перед приездом высокопоставленных лиц, а так продолжают и дальше все сваливать на полигон. Это очень плохая и бессмысленная практика. Они могли бы зарабатывать хорошие деньги на продаже вторсырья».
Ситуация с мусором в России в принципе складывается курьезная: люди задыхаются от зловония свалок, а власти увеличивают ввоз пластикового мусора из-за границы, потому что уже существующим мусороперерабатывающим комплексам не хватает вторсырья. А где его взять, если существуют вот такие бутафорские заводики?
«Я сейчас скажу, наверно, такую крамольную вещь, которая не понравится многим, кто занимается проблемами ТБО. Мы, как правило, используем иностранное оборудование — из Германи, Японии… Мы туда приезжаем, видим, как это все классно у них работает, тыкаем пальцем, покупаем, ставим у себя. А у нас это не работает… Во-первых, где нам взять 400 тыс. тонн мусора в год на один завод? Во-вторых, любой сортировочный завод нужно подгонять под структуру мусора, потому что в Краснодарском крае и Ленинградской области мусор совершенно разный. Например, в южном крае превалирует влажный мусор — это всяческие огрызки помидоров и арбузов… Это все необходимо учитывать», — убеждает эколог.
Но даже самым грамотным заводам, где проходит практически полная сортировка и переработка мусора, в России приходится тяжко. Например, завод в Орле жалуется на то, что мусор к нему не везут, а сваливают на старый полигон, который находится от него в трехстах метрах. И это не единственная проблема.
«Нам просто не дают работать. Каждый день проверки, на это уходит очень много времени. Конкуренты, не будем называть имена, провоцируют конфликтные ситуации, подкидывают свой мусор и снимают это на камеру. Такое ощущение, что мы никому не нужны. А ведь наш завод вырабатывает столько тепла, что его хватило бы на отопление целого поселка», — рассказал Юрий Парахин, директор мусороперерабатывающего завода.
Такой завод перешел на полную автономию, на его территории отапливаются даже дорожки и собственные теплицы, где выращивают овощи и зелень для местного персонала. Экологически чистый грунт — тоже из переработки. Однако, больших заказов у уже существующих заводов нет, потому что в каждом регионе действуют старые схемы, завязанные на взаимовыгодных условиях. А забота об экологии как обычно остается только на словах.
Но вернемся обратно в Москву, где горожане активно участвуют в голосовании, готовы ли они лично сортировать мусор. Специалисты, которые на протяжении многих лет занимаются проблемами мусора, уверены, что это просто очередная позитивно-показательная акция. На самом деле, если бы властей интересовало мнение москвичей, то никто хотя бы не притеснял уже существующие мусороперерабытывающие заводы. Впрочем, за пять лет, с начала проекта «активный гражданин» москвичи уже приняли участие почти в 4 тыс. подобных голосований.