Печатники погибают под лавиной бесхозного мусора. Местные жители борются с нарушителями, заваливающими район отбросами, а также предпринимателями, превратившими этот сектор экономики в прибыльный бизнес. Только за последние 4 года активистам удалось добиться закрытия 10 больших и малых мест несанкционированного присвоения земли. Большинство из них используется подпольными коммерсантами для складирования и сжигания мусора под окнами жилых кварталов. Одной из совсем свежих историй стала ликвидация самостроя вблизи многоквартирных домов на Южнопортовой улице в декабре 2019 года.
— Самозахваты городской земли — очень большая и комплексная проблема, — полагает активист из Печатников Рустам Билялов. — На Южнопортовой несколько лет существовала настоящая деревня, подключенная к городскому электричеству: десятки сараев, бытовок, баня с каменной печью. Здесь разбирали на запчасти грузовики, а рядом, на залитой машинным маслом земле, функционировала ферма, где разводили кур и кроликов. Внутри стояли садки для животных, и тут же — импровизированная «плаха», на которой им рубили головы…
Как вспоминают в соседних домах, в 2017 году на территории в 8 километрах от Кремля случился пожар и взрыв газового баллона, но деревню так никто и не прикрыл. Точкой кипения для жителей района стал инцидент, когда один из граждан припарковал свою машину слишком близко к границе самозахваченной земли. Вернувшись, мужчина обнаружил, что дверная ручка его автомобиля вымазана солидолом, а рядом приклеена записка с угрозами. Проникнув на территорию под видом водителя, районный активист выяснил, что за стоянку здесь положено платить. Так, например, оставление грузовика на охраняемой территории за воротами обошлось бы автовладельцу в 50 тысяч рублей ежемесячно.
Местные жители жаловались во все инстанции, но антисанитарное поселение убрали только после резонансного видео, которое Рустам Билялов выложил на YouTube. Через считанные дни после его публикации на тихую улицу въехали бульдозеры, сравнявшие всю площадку с землей, и одна из проблем была решена.
Еще одной иллюстрацией в летописи борьбы районных активистов стала история Курьяновской свалки на берегу Москва-реки. После серии репортажей о загрязненном побережье коммунальные службы сгребли весь мусор в одну кучу, присыпав сверху грунтом и утрамбовав строительной техникой. Но, по мнению Рустама Белялова, подобные меры не столько решают, сколько локализуют проблему, являясь по сути прямым нарушением закона.
— В соответствии с действующими правилами, в Москве не должно быть никаких мусорных полигонов, — напоминает активист. — На практике же мы имеем дело именно с полигоном: рекультивацию почвы на берегу так и не провели, и внутри мусорной кучи по-прежнему теплится жизнь. Причем буквально: из-за неграмотной утилизации пищевых отходов этим летом на ней цвели помидоры, кабачки, арбузы и тыквы. Подобное положение вещей было бы невозможно без попустительства полиции, МЧС и районной управы.
До 70% территории Печатников представляют из себя промзону, земля на которой подвергается систематическому самозахвату. Большая часть беспризорных земель превращается в стихийные свалки. Причем настолько масштабные, что по временам они останавливают даже прокладку Юго-Восточной хорды. Так, одну из помоек в полосе отвода РЖД — размером с футбольное поле — строители магистрали разгребали несколько месяцев. Привычные ко всему воротилы продолжали завозить в нее мусор по ночам.