Количество женщин в региональных парламентах России составляет менее 15%. Такой результат получила команда «Трансперенси Интернешнл – Россия», которая изучила соотношение мужчин и женщин в региональных парламентах. Исследователи пришли к выводу, что в рейтинге гендерного равенства в политической сфере Россия занимает 122 место из 152 возможных и находится между Сьерра-Леоне и Марокко.
Согласно данным Росстата, в России проживает 78,7 млн женщин и 68,1 млн мужчин. Было бы логично предположить, что схожее соотношение должно сохраняться и среди представителей власти. Однако прослеживается четкая корреляция: чем выше должность, больше полномочий, доступ к распределению бюджетов и реальной власти — тем меньше вероятность того, что эту должность займет женщина. Этот феномен называют «стеклянный потолок», а иногда — «липкий пол».
По статистике, из выдвинутых кандидаток в региональные парламенты до победы доходят лишь 2%. Эксперты «Новой газеты» утверждают, что женщины сталкиваются с дискриминацией на всех этапах: при выдвижении своей кандидатуры, во время избирательной кампании, они занимают менее ответственные посты и меньше зарабатывают.
Средний доход мужчин-депутатов региональных парламентов почти в три раза выше, чем доход женщин-парламентариев. Так, средний годовой доход мужчин составляет около 14 млн рублей, у женщин — порядка 5 млн рублей.
Согласно теории «критической массы», женщины пока не могут существенно влиять на какие-либо изменения до тех пор, пока их доля в российских парламентах не достигнет хотя бы 30%.
По мнению, политолога Татьяны Становой, женщины в России не являются в полном смысле политически самостоятельными, а функции таких ярких примеров как Валентина Матвиенко, Ольга Голодец или Эльвира Набиуллина скорее аппаратные, партийные или хозяйственные. По словам политолога, эти женщины — хорошие исполнители и лоббисты. Эксперты приходят к выводу, что для самостоятельных и знаковых в политическом плане женщин в России остается не так много места из-за консерватизма общества.