Северный дублер МКАД пройдет по паркам и детским площадкам

С 2020 года в столице может начаться строительство магистральной улицы в зоне жилых кварталов
Вячеслав Корякин
18.12.2019

Новая дорога должна связать 8 спальных районов города и на первом этапе строительства соединить улицу 800-летия Москвы в САО с Инженерной улицей на северо-востоке. Одна только Инженерная увеличит ширину проезжей части с 9 до 28 метров, а на всем своем протяжении трасса получит от 6 до 10 полос движения с трафиком до 5 000 машин в час. Этот проект имел бы чрезвычайно высокие шансы снискать одобрение у москвичей, если бы не цена вопроса. И дело здесь не только в деньгах.

Эту амбициозную строительную инициативу столичные власти выдвигают уже несколько лет. Их аргументы сводятся, в основном, к заботе о владельцах автомобилей.

— Основная задача проекта — обеспечить транспортную поперечную связь, снизить перепробег автотранспорта между двумя округами Москвы, разделенными в настоящее время путями Савеловского направления МЖД в районе станции Бескудниково, — утверждает зампред Москомархитектуры Александр Сорокин. — Реализация мероприятий, которые предусматриваются в составе проекта планировки, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований к концентрациям загрязняющих веществ и уровням шума на территории жилой и общественной застройки, расположенной вдоль проектируемой магистрали.

Ключевым звеном транспортной сети призвано стать создание двухполосной эстакады через 21 железнодорожный путь платформы Бескудниково. Сегодня по ним круглосуточно движутся грузовые составы с цистернами горюче-смазочных материалов. Длина нового моста составит без малого 450 метров. В планах стоит и реконструкция 5 километров прилегающих дорог. И все бы ничего, если бы эстакада и сопутствующие сооружения не проходили прямо… по жилой зоне!

— Эту транзитную магистраль с бесконечным потоком грузовиков планируют проложить в зоне жилой застройки на дистанции в 5-20 метров от домов! — делится с «Примечаниями» координатор общественного совета Алтуфьевского района Раиса Цыганкова. — Так, на одной только Инженерной улице путепровод встанет на уровне 2-4 этажей жилых домов №15, № 34 корпус 1 и №36/48. Собственникам квартир в 59 домах, непосредственно примыкающих к проектируемой магистрали, сегодня предлагается лишь установить шумозащитные окна, открывать их при этом нежелательно. Планируется и установка грязезащитных экранов, которые вопреки всем санитарным нормам, перекроют доступ солнечного света в окна и уменьшат шум разве что для первых четырех этажей.

Как отмечает активистка, подавляющая часть маршрута магистрали пройдет по гаражам, детским площадкам и придомовым территориям. Погибнут десятки многолетних зеленых насаждений, вместо которых жителям 8 районов не предлагается де-факто ничего. Так, например, напротив дома №1 по Бибиревской улице застройщик обещает разбить новый сквер. Но по словам жителей района, его ручательство не что иное как блеф — сквер уже существует на этом месте много лет! Таким образом, нечистоплотные лоббисты Северного дублера выдают уже имеющиеся зеленые зоны за альтернативные комплексные решения. В реальности же гибель грозит не только деревьям, но и газонам, а большие участки парка «Ангарские пруды» уже изымаются под будущую застройку. Экологию ждет новый, чувствительный удар.

По данным Мосэкомониторинга, Дмитровский район Москвы уже сегодня стал лидером превышения предельно допустимых концентраций диоксида азота и формальдегидов. С нового года подобную статистику могут перенять и другие районы в этой части города. Тогда реальными для москвичей станут легочные (прежде всего — бронхиальная астма), и онкологические заболевания. На отдельных участках проектируемой траектории светофоры располагаются на расстоянии всего 150 метров друг от друга, что будет способствовать новым нескончаемым пробкам и частым выбросам выхлопных газов, не говоря о производимом шуме.

Все это сделает существование в окрестностях Северного дублера МКАД в высшей степени непривлекательным. Так, по информации риэлторов, квартиры на Талдомской улице уже сейчас упали в цене ниже половины своей рыночной стоимости. Понимая, что жизнь рядом с проектируемой трассой рискует стать совсем невыносимой, местные жители выходят на улицу.

— Только за последний год мы организовали около 30 митингов, — резюмирует муниципальный депутат Восточного Дегунина Петр Звягинцев. — Мы провели круглый стол в Мосгордуме, а петиция с требованием не допустить строительство дороги с улицы 800-летия Москвы до Инженерной собрала уже 15 тысяч сторонников. Это только начало — протест растет.

Общественные активисты не отрицают необходимости в создании новых дорожных развязок, но, по их мнению, для пробивания транспортного коридора можно подыскать и более щадящие маршруты. Так, в непосредственной близости от проектируемой трассы есть незастроенная территория, числящаяся в ведении МВД. Другие земли находится в руках частников. Действующее законодательство России разрешает изымать землю под застройку при выплате соответствующей денежной компенсации. По мнению жителей двух столичных округов, московской власти следует уже сегодня начать диалог со всеми заинтересованными сторонами, и тогда конфликт вокруг строительства Северного дублера МКАД может просто себя исчерпать.