Первая попытка
В июле 2019 года сенаторы Андрей Клишас, Александр Башкин, Людмила Бокова и Александр Карлин уже вносили в Госдуму законопроект об идентификации пользователей электронной почты в России, однако, тогда он был отозван из парламента и направлен на доработку.
Новый законопроект является скорректированной версией предыдущего предложения сенаторов. Тогда Клишас и его коллеги предложили ввести ограничения на использование электронной почты и позволить передачу электронных сообщений только тем пользователям сети, которые «идентифицированы в порядке, устанавливаемом правительством РФ». Второе предложение касалось обязанности почтовых сервисов ограничивать передачу писем с информацией, которая запрещена в России. На блокировку даются сутки после получения соответствующего требования от властей. Авторы законопроекта заявили, что принятие документа позволит снизить число анонимных сообщений о террористических актах. Однако позднее СМИ сообщили о том, что депутаты не готовы поддержать идею в данном виде. Источник в администрации президента заявлял, что инициатива не была согласована, и к документу есть вопросы. Кроме того, коммерческие компании, на которые принятие данного закона повлияло бы в первую очередь, выступили резко против его принятия. Mail.ru Group и «МегаФон» назвали законопроект дискриминирующим. В компаниях отмечали, что администрация иностранных почтовых сервисов «игнорирует местное законодательство и не несет затрат на их исполнение».
Дубль два
9 октября 2019 года сенаторский корпус в том же составе повторно внес в Госдуму законопроект о блокировке пользователей e-mail—сервисов и мессенджеров, распространяющих запрещенную законодательством информацию. Андрей Клишас в разговоре с ТАСС пояснил, что речь идет о новой редакции ранее предлагавшейся им инициативы.
«Попытка разграничения мессенджеров и электронной почты в предыдущей редакции законопроекта потребовала уточнения», — сказал он, пояснив, что июльская версия законопроекта в связи с этим была отозвана из Госдумы. Сенатор сообщил, что законом предусмотрено введение нового понятия — «организатор сервиса обмена сообщениями», который должен отслеживать содержание переписки на предмет ее экстремистской направленности. Кроме того, вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие соответствующую ответственность указанных организаторов сервисов. За отказ «организатора сервиса» от блокировки пользователя предусмотрены штрафы для граждан от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн рублей.
«Предлагаемые изменения существенно упрощают последующее правоприменение, а также позволяют урегулировать обмен электронными сообщениями между определенными пользователями разных информационных систем (программ)», - сказал парламентарий.
Клишас добавил, что «на практике целесообразно полностью блокировать пользователя, а не отдельные отправляемые им сообщения».
Исходя из текста проекта закона можно сделать вывод, что он устраняет допущенные ранее пробелы и некорректные формулировки предложенного в июле 2019 года документа. Так, в летней версии содержатся положения, которые фактически допускают просмотр любых сообщений пользователей в целях их возможной блокировки «организатором сервиса обмена сообщениями», тогда как в исправленном варианте законопроекта на оператора будет возложена обязанность исключительно по блокировке передачи пользователем электронных сообщений и только на основании информации и соответствующего требования уполномоченного государственного органа.
Сенатор отметил, что эта норма «позволит не только более эффективно противодействовать угрозам, но и обеспечит соблюдение прав граждан, гарантированных конституцией».
Точка зрения
В эфире радио Sputnik эксперт в области информационной безопасности, профессор кафедры юриспруденции интеллектуальной собственности и судебной экспертизы МГТУ им. Баумана Виталий Вехов высказался за принятие законопроекта.
«Я полагаю, что это правильное решение, поскольку идентификация абонентов сотовых операторов уже проведена в рамках предыдущего обновленного законодательства о связи – закона об информации и информационных технологиях. И теперь будет более удобно и правильно использовать для идентификации уже подтвержденные документами данные. В некоторых случаях электронная почта может являться идентификатором, например, в социальных сетях или в других информационных ресурсах сети Интернет, чтобы там не было анонимности пользователей и предусмотрен этот закон. Одновременно это обеспечит безопасность граждан РФ и тех иностранных граждан, которые пользуются нашими отечественными интернет ресурсами, сервисами, электронной почтой и так далее», – считает Виталий Вехов.
Глава комитета межрегиональной общественной организации «Ассоциация руководителей служб информационной безопасности» Александр Токаренко, считает, что привязка телефона к электронной почте приведет к оттоку пользователей из российских сервисов.
«Я не понимаю, для чего это делается. Продолжение политики большего контроля никогда не будет реализовано до конца. Тем более, что и так контролируют все это. Люди будут тогда пользоваться американскими и британским сервисами электронной почты. Там не требуется привязывать телефон. Кроме того, я не знаю ни одного человека, у которого только одна электронная почта», – сказал Александр Токаренко.
В случае одобрения парламентом и подписания закона президентом России он может начать действовать уже в 2020 году.