Поводом для протеста стала вырубка зеленой зоны по адресу Лобненская улица, 13, на месте которой группа компаний «Пик» начала строительство жилого квартала «Дмитровский парк» — комплекса башен в 33 этажа на 5000 квартир. Как отмечают юристы, правила застройки и землепользования вошли в острое противоречие с Генеральным планом Москвы.
До начала скандальной стройки на месте будущего котлована находился парк при госпитале Военно-воздушных сил, где проходили лечение ветераны боевых действий, а также местные жители, поскольку медицинское оборудование там было качественно лучше, чем в районных поликлиниках.
В XXI веке клинику забросили, а несколько лет назад Министерство обороны уступило участок своей земли застройщику. Как рассказывают местные жители, нарушение закона не заставило себя ждать. Приступив к работе с порубочным билетом только на сухостой и аварийные деревья, девелопер закончил уничтожением 873 здоровых стволов и 1233 кустарников! Покончив с госпитальным парком, рабочие приступили к рытью котлована. И здесь строителей ждал первый серьезный отпор.
«В самом начале стройки мы обнаружили, что у подрядчиков отсутствует разрешительная документация, — рассказывает экоактивист Екатерина Волкова. — Мы обратились в ОАТИ, а там приняли меры: несколько сот тысяч рублей административного штрафа. Наш протест имел такой резонанс, что первые публичные слушания власти вовсе решили отменить. Для вторых набирали подготовленную массовку: из Кунцева, Западного Дегунина и других районов: одни и те же лица мы встречали во многих муниципальных образованиях, и везде они голосуют за застройку. В интернете за агитацию в пользу строительства открыто предлагали деньги».
Обо всех установленных фактах общественность регулярно сообщала в полицию. Так, режим градостроительного регулирования строг. Согласно Генплану, стройка ведется на землях лечебно-оздоровительного назначения. Здесь можно возвести новую поликлинику, санаторий, даже фитнес-клуб. Но никак не жилой комплекс. А по одним только официальным сведениям девелопер строит на Лобненской элитную недвижимость с расчетом на 2 тысячи семей! «Не меньше 15 тысяч!» — предрекают старожилы, принимая во внимание, что большую часть жилого фонда в ЖК составят «однушки» и квартиры-студии.
Никакой дополнительной инфраструктуры для будущих новоселов не предусмотрено, если не считать пообещанного под давлением детского сада. Как отмечают жители Дмитровского района, работа застройщика в других частях Москвы — например, в Путилково — показывает, что он склонен систематически забывать о своих зароках. Между тем детские сады и поликлиники в окрестностях Лобненской сегодня загружены на 140%, а на школьных переменах ученики выстраиваются в длинные очереди к туалетам.
Неудобства от строительства вовсю дают о себе знать уже сегодня. По рассказам очевидцев, дышать без кондиционеров в квартирах становится все трудней, грохот от работ стоит в ушах даже по ночам, а рабочие распоясались настолько, что мешки со строительным мусором выбрасывают прямо из окон ЖК – в 10 метрах от пешеходной зоны. Их обкладывают новыми штрафами, но на общем ходе работ это никак не сказывается.
10 сентября 2018 года протестующие получили письмо из Москомархитектуры, в котором говорилось, что в качестве компенсации за утрату зеленой территории на Лобненской улице им предлагается пользоваться… Черкизовским (Молжаниновский район) и Бусиновским кладбищами! Подталкиваемые к крайним мерам, горожане подали на Правительство Москвы в Мосгорсуд.
«Перед нами абсолютно прямое нарушение градостроительного кодекса Москвы, — убежден юрист общества защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «Принципъ» Алексей Дмитриев. — Главный вопрос — может ли суд признать за Правительством Москвы право нарушать собственные законы. Это одна из причин, по которой официальное решение суда до сих пор не опубликовано — вопрос для столичных властей чрезвычайно скользкий. Сейчас Мэрия Москвы ведет себя нагло и самоуверенно, но у нас есть успешный опыт, доказывающий, что решения суда могут приниматься в пользу граждан».
Как обещают жители Дмитровского района, в случае неблагоприятного для них вердикта они дойдут и до Верховного, и до Конституционного судов. Если же все российские инстанции поддержат Правительство Москвы, активисты обратятся в ЕСПЧ. Москвичи не забыли, как в 90-е годы сильные мира сего застраивали в России берега рек, а в 2000-е по требованию Европейского суда по правам человека законопослушно их сносили.