28 октября Владимир Путин потребовал внести в законодательство поправки, которые устанавливают наказание «за склонение к потреблению либо пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет».
Еще в январе проект такой ответственности представило МВД, которое предлагало наказывать граждан за это административным штрафом в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб, а юрлиц – штрафом до 1 млн руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Кто бы мог, что называется, подумать, что гораздо более кровожадный проект, чем инициатива МВД, предложит партия «Справедливая России».
Сергей Миронов и коллеги предлагают зайти с козырей, добавив в УК новую статью о пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств. За это предлагается лишать свободы на срок до пяти лет. Еще более потрясающим выглядит подпункт этой гипотетической статьи, который за рекламу и пропаганду наркотиков с использованием СМИ и интернета устанавливает наказание до семи лет лишения свободы.
«Нас давно тревожит очень опасная тенденция так называемого «мягкого потребления», когда негативное отношение к «тяжелым» наркотическим средствам сочетается с лояльностью к веществам, которые рекламируются как «легкие», неопасные, не приводящие якобы к зависимости», – заявил Сергей Миронов, явно намекая на фривольное отношение либералов к марихуане и утопическое обсуждение ее легализации.
Уже через несколько часов после внесения законопроекта его отправили на доработку по формальным причинам. Любопытный комментарий дал РИА «Новости» глава комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Павел Крашенинников: он считает, что «авторы прекрасно знают, как необходимо вносить законопроекты» и внесли документ «ради привлечения внимания» к проблеме.
Кремль занял осторожную выжидательную позицию по отношению к закону, в нынешней формулировке которого можно точечно посадить невероятное количество интернет-пользователей и сотрудников СМИ. Дмитрий Песков заявил, что обсуждать инициативу пока преждевременно, а вопросы следует задавать экспертам и депутатам, которые работают над ней.
Под пропагандой в документе эсеров понимается «деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица нейтрального, терпимого либо положительного отношения к таким средствам, веществам, растениям и их прекурсорам, а также их частям, либо представления о допустимости их употребления, хранения или оборота».
Это чрезвычайно обтекаемая формулировка, особенно про «формирование нейтрального отношения», что бы это ни значило. Является ли в таком случае пропагандой с использованием СМИ типичная статья о наркопотребителях, наподобие тех, за которые Роскомнадзор пока что только выносит предупреждения? Такие материалы стабильно собирают много просмотров, а значит, они продолжат появляться, и авторы этих текстов рискуют отправиться на 7 лет в места не столь отдаленные.
Жестокая ирония состоит в том, что этот закон никак не затронет ни наркопродавцов, ни наркопотребителей (зато, как водится отправит на нары сотню-другую любителей мемов). Никто в здравом уме в России давно уже не продает и не покупает наркотики через сеть, для этого используют магазины в сети Tor, до которой оперативники дотянуться то ли не могут, то ли по каким-то загадочным причинам не хотят.
Наиболее показательной остается история с крупнейшим наркомагазином РФ в даркнете Russian Anonymous Marketplace (RAMP), о закрытии которого как о спецоперации бодро отрапортовали правоохранители 3 года назад. Как выяснила «Лента.ру» в рамках спецпроекта-расследования «Россия под наркотиками», RAMP была на самом деле уничтожена своим основным конкурентом Hydra, и поныне здравствующим и делающим многомиллиардные обороты.
В рамках упомянутого проекта главный редактор «Ленты.ру» Владимир Тодоров даже устроил небольшой флэшмоб: 14 октября в ходе парламентских слушаний об угрозах даркнета он продемонстрировал депутатам, как за пять минут купить наркотики в сети при помощи ноутбука и специально созданного пустого аккаунта.
На депутатов это оказало воздействие сродни приземлению инопланетян посреди Госдумы. Вот оно, удивились законодатели, как бывает. Правда, смысла акция Тодорова не имела, разве что наоборот укрепила депутатов в их решимости что-то да сделать, тем более, раз президент поручил. Но что? Даркнет это непонятно, а вот пропаганда в сети это просто и ясно, и к тому же позволит точечно осуждать различных неприятных людей (и даже подбрасывать им ничего не нужно в рамках сомнительных следственных мероприятий).
Остается надеяться, что Миронов и компания действительно всего лишь хотели привлечь внимание к проблеме, и закон в нынешнем виде не будет принят. Или что правоохранители, наконец, займутся теми, кто на самом деле убивает российскую молодежь, продавая наркотики.