Золотые метры: школу в центре Москвы ликвидируют

Здание объявили аварийным и закрывают на долгую реконструкцию
Вячеслав Корякин
07.12.2019

Педагогам и ученикам объявили о прекращении работы учреждения по адресу ул. Палиха, д. 14/33. Альтернативного здания людям не предложили, и сегодня они уходят из родных стен фактически в неизвестность. «Примечания» разбирались в истории вопроса.

Школа имени Кабалевского существует с 1935 года. До недавнего времени она занимала четырехэтажный дом 1880-х годов постройки, в котором вокалу и игре на музыкальных инструментах обучалось 278 детей. Учреждение так и осталось бы при реноме типовой «музыкалки» в центре Москвы, если бы все чаще не попадало в центр внимания общественности. По словам большинства родителей и педагогов, проблемы у школы начались с назначением на должность директора Антона Верижникова, известного по серии скандалов с подчиненными.

До 14 сентября 2019 года Верижников возглавлял другое учреждение образования в области культуры — Детскую музыкальную школу имени В.М. Блажевича. Тогда ее признали нерентабельной и расформировали. А через четыре дня после ликвидации, 18 сентября, Верижников встал у руля «кабалевки» и отметился такими новшествами, что ропот недовольства возник у доброй половины педсостава.

Молодой менеджер сходу разогнал почти всех административно-управленческих работников, которых заменил на своих людей, повысив им оклады в несколько раз. Обеспечив организационную поддержку, принялся за учителей музыки. Четыре отделения — оркестрово-струнное, фортепианное, народное и концертмейстерское — в одночасье лишились своих заведующих. На два из них директор позже подобрал новых руководителей из лояльных педагогов. Но в двух других ставить заведующих Верижников просто «счел нецелесообразным». Репрессивно-запретительные указания посыпались как из рога изобилия.

— Еще при вступлении в должность директор, не стесняясь, сообщил, что его мало интересует процесс обучения, — поведали «Примечаниям» учителя музыкальной школы. — Своим приоритетом Антон Юрьевич объявил увеличение количественных показателей успеха – грамот, медалей и прочих призов на всевозможных конкурсах. Мы возразили, что ключевым направлением школы Кабалевского всегда было выполнение госзадания. А состоит оно в сохранении контингента: в школе есть наработанная аудитория учеников и их родителей, которая ориентируется на ее живые традиции и учителей. Антон Юрьевич пришел в бешенство.

По рассказам собеседников «Примечаний», деятельность руководства музшколы сегодня направлена на разрушение сложившегося коллектива. Администрация активно поощряет расслоение между педагогами, премируя лично преданных, а неугодных — ограждая от денежных средств. Как утверждают ветераны штата, в ноябре некоторых из них запросто лишили всей зарплаты. О чем сообщили постфактум, без опубликования начальственного распоряжения, а это является уже прямым нарушением законодательства. Имеет место бюрократизация — штатное расписание разрослось в 2-3 раза. Идет совмещение нескольких должностей сторонниками Антона Верижникова.

И все это можно было бы объяснить обычным ворчанием старых консервативных кадров перед прогрессивной «новой метлой». Если бы в распоряжение редакции не оказались документы за подписью самого господина Верижникова.

25 ноября 2019 года директор подписал приказ №97/ОД, в котором прямо запрещал находиться на территории и в помещениях школы всем сотрудникам, пребывающим в отпуске. Наряду с очевидной абсурдностью требований здесь наблюдается повторение приемов, обкатанных Верижниковым на его прежнем месте работы.

— В декабре 2018 года Верижников отправил ВЕСЬ педсостав в «отпуск за свой счет», аргументировав это штрафом, который ему пришлось заплатить в Рособрнадзор, — написала в соцсетях сотрудница расформированной музшколы имени Блажевича Ольга Кияшкина. – То, что это было принудительно, потом спокойно отрицал. Так как ваше дело происходит также в декабре, это очень настораживает.

Дирекция школы уклоняется от комментирования происходящего, дежурно переадресовывая все вопросы в Департамент культуры города Москвы. Последний сегодня вовсю «осаждают» родители учеников с улицы Палиха.

— Департамент культуры заявил, что не считает нужным давать мне разъяснения, — рассказал «Примечаниям» член Родительского совета школы имени Кабалевского Кирилл Кузнецов. — Вежливо, но настойчиво я добивался встречи с кем-либо из ответственных лиц. В итоге мне выставили какую-то девочку в статусе советника —  «рупор» начальства, без права принятия управленческих решений. Все мои призывы прекратить конфликт не привели ни к чему. Мне лишь сообщили, что руководство Департамента культуры на меня обиделось. Тогда я принял решение стать автором коллективного письма на имя мэра Москвы Сергея Собянина.

Кульминацией истории стала новость о закрытии музыкальной школы на реконструкцию. Та же самая контора, которая прошлым летом проводила в здании экспертизу и не выявила никаких серьезных угроз, вдруг объявила об опасности обрушения сводов из-за двухмиллиметровой коррозии. Коллектив школы обязали покинуть здание до конца декабря, не предоставив взамен никакого единого помещения. Готовность принять у себя часть учеников изъявили четыре различных «музыкалки», но педагоги школы Кабалевского продолжают бить тревогу.

— Реконструкция здания, по нашим подсчетам, отнимет не меньше четырех лет, — уверяют учителя. — Переход различных сегментов учреждения под крышу школ имени Шопена, Ракова и двух других, согласившихся нас приютить, де-факто уничтожит школу Кабалевского как единый организм. Территориальная разбросанность сделает доступ к знаниям затруднительным. Контингент учеников начнет стремительно сокращаться, коллектив преподавателей растает и к моменту окончания реконструкции о нас просто забудут.

Информационный вакуум порождает и многочисленные трактовки происходящего. Часть педагогов и родителей склонна объяснять политику дирекции низким качеством менеджмента и персональной непригодностью Верижникова. Другая часть — желанием нагреть руки на распределении бюджета дорогостоящей реконструкции. Однако превалирующей является версия, что музыкальную школу разваливают сознательно, с целью приватизировать здание. Чтобы потом снести и построить на его месте очередное элитное жилье в центре Москвы. В пользу последнего свидетельствует и уже «успешный» опыт работы Антона Верижникова в качестве ликвидатора школы имени Блажевича, сразу же после закрытия которой он и появился на улице Палиха.