Проект обсудили в Москве участники круглого стола «Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма. Социокультурное наследие», сообщает РИА Новости.
Караимы и крымчаки являются немногочисленными этническими группами, родственными между собой. Представители этих народов проживают преимущественно в Крыму, а также в некоторых городах Украины и Литвы.
Ученые, занимающиеся исследованием крымских караимов, сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, не до конца ясен вопрос относительно религиозной самоидентификации караимов. Караимизм — религиозное течение, признаваемое традиционным иудаизмом как сектантское. Сторонники караимизма, в отличие от иудеев, отрицают авторитет Мишны и Талмуда, признавая только Танах.
«Является ли караизм четвертой авраамической религией (помимо христианства, ислама и иудаизма. — Ред.) или они все же являются иудеями. Это одна из проблем, которая, оказывается, не до конца определенная», — отметил член попечительского совета Фонда, профессор НИУ ВШЭ Юрий Плюснин.
Остаются вопросы и относительно этнической истории караимов. «По языку они тюрки, принадлежат к крымчакской группе», а по происхождению ряд исследователей, утверждает Плюснин, относит их «то к семитам, то к тюркам, то к малоазийским народам».
Еще одной проблемой, которая является «совершенно неопределенной», является вопрос об истории караимского народа. «Трудность исследования дополняется тем, что караимов не очень много и они рассеяны. И живут в очень разных местах», — заявил Плюснин.
«Наследие крымчаков, караимов и ашкеназских евреев полуострова было почти полностью уничтожено. Вместе с тем, это неотъемлемая часть крымской истории и культуры», — говорится в релизе Фонда.
«Я думаю, где-то в мае мы подведем итоги проекта», — говорит председатель правления Фонда Михаил Чернов.