Решение России более жестко контролировать международные перевозки грузов фурами вызвало несогласие со стороны Польши. Если договориться не удастся, то введение новых требований к работе автоперевозчиков со стороны России может привести к полной блокаде наземного грузового сообщения между двумя странами. По мнению России, требования поляков оказались жесткими: они просят увеличить квоту для работы в России своим перевозчикам и снизить существенные штрафы за нарушение законодательства. Если два государства не договорятся между собой до 1 февраля, то через территорию Польши невозможен будет даже транзит из России в другие страны Европы. При этом самим польским перевозчикам путь в Россию будет также закрыт.
Как пояснили «Газете.Ru» члены Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), конфликт между странами назревал несколько последних лет. Так, со стороны Польши действовал жесткий контроль за соблюдением квот на количество грузовиков, следующих по территории страны из других стран, в том числе из России. Отметим, что, по данным АСМАП, в 2015 году квота России для проезда по Польше составляла 40 тыс. грузовиков, в то время как Польша получила в два раза больше.
В случае поездки иностранной фуры по территории Польши без соответствующего разрешения на перевозчика налагался штраф в размере €10–12 тыс. Между тем в России штрафы за такие нарушения вплоть до 2015 года составляли не более 1,5 тыс. руб. В итоге, как утверждают в АСМАП, именно поляки чаще прочих игнорировали правила получения разрешения. Они проезжали по территории России без специальных разрешений, уплачивая несущественные для них штрафы.
Это позволяло значительно превышать положенные стране квоты, отнимая тем самым возможности для работы на территории Польши у российских автоперевозчиков. В итоге в 2015 году Россия установила аналогичные штрафы в отношении нарушителей, что сразу вызвало волну недовольства со стороны Польши.
Конфликт достиг своего апогея, когда с начала 2016 года в России приняли поправки к федеральному закону №362 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Это позволило упорядочить контроль за перевозками иностранным автотранспортом, в том числе перевозками грузов из третьих стран. Дело в том, что, кроме несоблюдения квот, недобросовестные иностранные перевозчики из Польши и других государств разработали схему, которая позволяла ввозить в Россию грузы из третьих стран. Чтобы скрыть информацию, что груз пришел из страны, не подпадающей под льготный двусторонний режим перевозки, товаросопроводительные документы подделывались.