Строительство моста через реку Лену в Якутии приостановлено. Об этом сообщил замгендиректора «24-го бюро Китайской железнодорожной строительной корпорации». Чжан Хуэй. По его словам, причина — в сложности проведения работ на мерзлых грунтах. Кроме того, мост не связывает никакие промышленные проекты Якутии. Как подчеркнул представитель китайской компании, строить мост ради моста — не имеет смысла. Мост через Лену позволил бы соединить Якутск с поселком Нижний Бестях на противоположном берегу.
Власти Якутии и Минтранс договорились о строительстве автомобильного моста через реку Лена на основе ГЧП. Стоимость моста через Лену оценивалась вначале 48 млрд руб., затем в 64 млрд — и большую часть из них планировалось выделить из госбюджета. Порядка 15% должны были покрыть инвестиции консорциума во главе с «Транспортными концессиями (Саха)». В его составе — банк ВТБ, группа компаний «Мост», «Бамстроймеханизация» и «Институт «Стройпроект». Однако концессионный договор так и не был заключен. В октябре 2015 года Россия и Китай договорились о создании рабочей группы и о совмещении автомобильного и железнодорожного перехода на мосту.
О том, что проектом интересуются инвесторы из Китая, стало известно прошлым летом. В частности, компания «Хуа Цинь Ань Цзю» заявляла о готовности построить его за 3,5 года. Этот мост чрезвычайно важен для России, отметил директор «Института актуальной экономики» Никита Исаев.
«В целом строительство моста чрез Лену в районе Якутска имеет стратегическое и федеральное значение ровно потому, что порядка 70% полезных ископаемых в стране сосредоточено у нас на Крайнем Севере, особенно речь идет об огромной территории Якутии, при этом территория республики весьма подвержена тяжелым климатическим условиям. Здесь большие проблемы с точки зрения логистики в связи с тем, что это не густонаселенная территория, необходимо обеспечивать соответствующую круглогодичную навигацию, делать это дорогостояще и иногда практически невозможно», — уверен Исаев.
Китайская корпорация потеряла интерес к проекту в связи с остановкой финансирования со стороны России. Так считает зампредседателя «Совета потребителей РЖД» Кирилл Янков.
«Проект моста через реку Лена еще два года назад казался близким к началу реализации. Но после этого стало нужным строить Керченский мост, а по стоимости это сопоставимые проекты, их стоимость измеряется сотнями миллиардов рублей, а на два моста в российском бюджете денег нет. Что касается китайской компании, то это тот объект, который, конечно, много компаний готовы построить, но только за деньги российские. За коммерческие деньги такой мост никогда не может быть построен, потому что он никогда не окупится, какой бы платный проезд по нему не был. Раз проект моста фактически отменили, то и компании ушли, которые этим занимались», — рассказал Янков.
Правительство Якутии надеется построить мост через Лену к 2022-му году — к 100-летнему юбилею республики.