О том, что сеть ресторанов быстрого питания McDonald's ввела идентификацию пользователей бесплатного Wi-Fi во всех 505 ресторанах сети по всей России, РБК сообщила представитель компании Светлана Полякова. От дальнейших комментариев Полякова отказалась.
Покрытие Wi-Fi, а также непосредственно услуги идентификации пользователей в ресторанах сети McDonald's обеспечили несколько телекоммуникационных компаний — в частности, «Вымпелком» и «Энфорта», рассказали РБК несколько источников из компаний-операторов.
Представитель «Энфорта» Сергей Широков, который занимается стратегическим развитием, подтвердил РБК, что компания работает с McDonald's. По словам Широкова, «Энфорта» подключила услугу идентификации в 200 ресторанах McDonald's в Москве около двух месяцев назад. Представитель «Вымпелком» подтвердил сотрудничество с McDonald's.
«Энфорта» предоставляет услугу идентификации пользователя Wi-Fi с помощью SMS уже около года. Когда пользователь подключается к бесплатной беспроводной сети, на экране устройства появляется специальное поле, куда необходимо ввести номер телефона. После этого он получает sms с паролем и логином, которые вводятся в соответствующее «окно», — доступ к Wi-Fi активизируется, объяснил Широков. Число пользователей, которые прошли идентификацию через сервис «Энфорты», составляет около 1,5 млн человек, уточнил он. Клиентами компании, по его словам, помимо McDonald's, являются сеть Burger King, заправки ЛУКОЙЛ и ряд небольших компаний. Стоимость услуг «Энфорты» (идентификация, предоставление точки доступа Wi-Fi и канала связи) составляет от 2 до 7,8 тыс руб. в месяц для одного заведения. Стоимость SMS партнеры оплачивают отдельно, уточнил Широков.
Буква закона
Идентифицировать пользователей бесплатного Wi-Fi бизнесменов обязывает постановление правительства № 758, которое вступило в силу 13 августа 2014 года. Согласно этому документу, а также последующим разъяснениям Минкомсвязи, идентифицировать пользователей необходимо всем владельцам бесплатных точек доступа Wi-Fi — по паспорту (документу, удостоверяющему личность), номеру мобильного телефона или учетной записи на сайте госуслуг. Тем не менее, отсутствие какого-либо наказания за неисполнение постановления и непонимание, на ком лежит ответственность — на интернет-провайдерах, обеспечивающих сетями Wi-Fi, или самих заведениях, привело к тому, что владельцы ресторанов и торговых точек не спешили с выполнением поручения Минкомсвязи.
Владельцы заведений изначально были не в восторге от инициатив Минкомсвязи по поводу необходимости идентификации. Как рассказал РБК президент федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, ряд небольших ресторанов отказались от предоставления услуги беспроводного доступа после того, как все заговорили о «Wi-Fi по паспорту». Предприниматели не зарабатывают на предоставлении такой услуги, продолжает Бухаров, некоторые посетители заказывают чай, сидят два часа и пользуются открытой сетью — многим предпринимателям это не нравится.
Бухаров не назвал конкретные заведения, которые отключили доступ в интернет, и не смог оценить долю тех, кто исполнил, а кто проигнорировал постановление правительства. Подобную статистику не смогли предоставить и другие, опрошенные РБК представители ресторанной, девелоперской и телекоммуникационной отраслей. Однако как только в отношении рестораторов — по инициативе Минкомсвязи — начнут действовать штрафные санкции, они закроют доступ к Wi-Fi, считает Бухаров. Он уверен, что на это пойдут в том числе крупные сети общественного питания.
Однако в мае 2015 года глава Минкомсвязи Николай Никифоров в своем выступлении на правительственной комиссии по связи обратил внимание, что некоторые сети быстрого питания до сих пор предоставляют доступ в интернет без идентификации, не взирая на изменения в законодательстве.
«Посетители крупнейшей в России сети кафе быстрого питания до сих пор пользуются публичным доступом к интернету без регистрации», — сообщил Никифоров (цитата по сообщению пресс-службы Минкомсвязи), не уточняя название сети. По информации ТАСС, речь как раз шла о сети McDonald's, однако в Минкомсвязи эту информацию тогда категорически опровергли, сославшись на то, что глава ведомства «не упоминал никаких юридических лиц».
В рамках своего выступления Никифоров также заявил, что необходимо закрепить ответственность юридических лиц и частных предпринимателей за создание публичных сетей, не обеспечивающих идентификацию пользователей, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Представители Минкомсвязи не ответили на запрос РБК по поводу предполагаемого размера штрафов и того, кто будет нести ответственность за исполнение. Однако участники телекоммуникационного рынка и владельцы заведений начинают готовиться к принятию поправок. Сделать это можно несколькими способоми — попросить включить идентификацию своего провайдера, если он предоставляет такую услугу, самостоятельно разработать систему идентификации или заказать услугу у сторонней компании.
Под копирку
Заработать на идентификации пользователей хочет оператор сетиWi-Fi в московском метро «МаксимаТелеком». Компания собирается предоставлять кафе и торговым центрам услугу идентификации пользователей при подключении к публичному Wi-Fi, рассказал РБК представитель компании Илья Грабовский. Новую услугу компания внедрит до конца августа 2015 года. Использование системы идентификации и авторизации, которую прошли уже несколько миллионов пассажиров метро, позволит ресторанам и торговым центрам исключить затраты на отправку SMS, которые в среднем составляют 1 руб. на пользователя, объяснил Грабовский.
По его расчетам собственная разработка системы идентификации может стоить заведениям $10−20 тыc. и при этом ежемесячно придется тратить на ее обслуживание около $1 тыс. на зарплату техническому персоналу или сторонней компании, которая будет поддерживать работу системы.
«Любые заведения и владельцы публичных сетей могут свести свои затраты на систему идентификации к минимуму: как за счет отсутствия необходимостикакой-либо разработки, так и за счет экономии на SMS», — отметил Грабовский. Он добавил, что компания позволит зарабатывать на публичных сетяхWi-Fi их владельцам, так как «МаксимаТелеком» уже обладает экспертизой в такого рода монетизации — она размещает рекламу на стартовой странице доступа к беспроводной сети в метро. Например, при подключении к интернету в кафе пользователь будет попадать на стартовую страницу wi-fi.ru (как в метро), а дальше «МаксимаТелеком» будет делиться с партнером доходами от рекламы. Сама «МаксимаТелеком» заработала на рекламе в 2014 году.
Заведениям услуга идентификации от «МаксимаТелеком» будет обходиться до «десятков тысяч рублей в месяц», рассказал Грабовский. По его словам, при расчете стоимости услуги для конкретной точки, учитываются несколько десятков факторов — проходимость, площадь залов и др. Чем больше трафик у точки, тем больше «МаксимаТелеком» и ее партнер смогут заработать на рекламе и, соответственно, тем дешевле оператор будет предоставлять свои услуги, отметил Грабовский.
«МаксимаТелеком» уже ведет переговоры с «десятками потенциальных партнеров», среди которых крупные торговые центры и «популярная сеть общественного питания» о предоставлении услуги идентификации, отметил Грабовский. Он отказался назвать конкретные компании. Представители McDonald`s, KFC, «Росинтера» («Планета Суши», «IL Патио»), ТРЦ «Афимолл Сити», «Шоколадницы» и «Кофе Хауз» рассказали РБК, что не ведут переговоров с «МаксимаТелеком». Представитель группы «Ташир» (ТРЦ «РИО», ТРЦ «Ереван-Плаза») отказался от комментариев.
Грабовский уверен, что новая услуга будет пользоваться популярностью. «Даже в крупных сетевых заведениях зачастую все сделано либо своими силами, либо силами провайдеров, которые идентификацией не занимаются, а могут предоставить лишь непосредственно доступ в сеть», — подчеркнул он.
АО «МаксимаТелеком» работает на рынке в нынешнем виде с 2013 года, когда компанию выкупили у российского интегратора «Энвижн Груп» несколько неназванных акционеров, среди которых — бывший президент «Ситроникса» Сергей Асланян (является председателем совета директоров компании).
По данным СПАРК, чистый убыток компании, генеральным директором которой является Борис Вольпе, в 2013 году составил 16,8 млн руб., выручка — 3,4 млн руб. (более свежих данных нет). Представитель «МаксимаТелеком" Грабовский не раскрывает точное число абонентов, но говорит, что эта «цифра больше» 4,5 млн человек, которую в мае называл министр связи Николай Никифоров.
Тройка при делах
Услуги по идентификации пользователей сегодня оказывают и непосредственно операторы сотовой связи.
Пресс-секретарь оператора «ВымпелКом» (предоставляет Wi-Fi в сетях «Шоколадница», «КофеХауз», McDonald's) Анна Айбашева рассказала РБК, что компания уже реализовала возможность идентификации пользователей по номеру мобильного телефона в местах публичного доступа к интернету. По ее словам, воспользоваться или нет этой услугой, решает владелец заведения. Сама услуга предоставляется бесплатно — она «зашита» в общую стоимость интернета от оператора. Стоимость услуги Wi-Fi для юрлица составит 3 тыс. руб. в месяц при скорости интернета в 2 Мбит, рассказал РБК представитель службы поддержки клиентов «ВымпелКома». По словам оператора такой скорости хватит для того, чтобы 15−20 человек «комфортно пользовались сетью», например, в кафе.
«Мегафон» рассматривает публичные сети Wi-Fi как «элемент повышения лояльности клиентов», рассказала пресс-секретарь оператора Алия Бекетова. Такие сети есть, например, в «Сапсане» (услуга для пользователей платная — РБК), добавила она. Однако компания не предоставляет возможность идентификации пользователя по SMS, уточнила Бекетова.
У МТС есть ряд точек публичных точек Wi-Fi в городах России, рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. В местах коллективного доступа МТС организовывает идентификацию по IP-адресам конечных устройств пользователей, для чего им при входе в сеть нужно предоставить свой номер телефона и взамен получить пароль по SMS, добавил он. МТС предоставляеткомпаниям-партнерам услугу идентификации бесплатно, но абонент при подтверждении оплачивает исходящую SMS по подключенному у него тарифному плану, отметил Солодовников. Стоимость услуги Wi-Fi для юрлиц у МТС начинается от 1,2 тыс руб. в месяц при скорости в 6 Мбит, рассказал сотрудник службы поддержки клиентов МГТС («дочка» МТС).
Соцдоступ
Несмотря на наличие «большой тройки», услугу идентификации в беспроводных сетях предоставляют небольшие частные компании. Например, стартапHotWi-Fi (появился в 2012 году), который позволяет кафе авторизовывать пользователей с помощью соцсетей, уже зарабатывает на этом по 2 млн руб. Клиентами HotWi-Fi сейчас являются более 1 тыс. заведений (например, BaskinRobbins, KFC, Subway и др.), которые предлагают своим посетителям «дружить» в соцсетях при подключении к интернету. Ежемесячная абонентская плата за идентификацию сейчас составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб. с одной торговой или розничной точки, отметил Степаненко.
Предприниматель не чувствует повышения спроса на инструменты идентификации пользователя после того, как Минкомсвязи предложило ввести штрафы за отсутствие идентификации в публичных сетях Wi-Fi. Однако, если ответственность за исполнение закона переложат с операторов на владельцев точек доступа, то внимание предпринимателей к этим решениям естественно возрастет, отметил Степаненко. «Если от наших клиентов потребуют проводитьSMS-авторизацию пользователей, мы обеспечим им исполнение закона. Для текущих клиентов услуга будет бесплатной, а для новых будет входить ежемесячную абонентскую плату», — рассказал Степаненко.
Единственной европейской страной, запретившей анонимный Wi-Fi, была Италия: здесь от владельцев точки Wi-Fi потребовали идентификации пользователей и хранения их данных после терактов в Лондоне в 2005 году. Закон Писану, названный по имени его автора, министра внутренних дел Джузеппе Писану, действовал до конца 2010 года. Даже после его отмены операторы предпочли оставить идентификацию пользователей в бесплатных точках доступа к Интернету до вступления в силу в июле 2013 года правительственного указа Decreto del Fare (вводил меры для «перезапуска» итальянской экономики), который уже окончательно вернул анонимный Wi-Fi.