Рекламу сажают на диету

Депутаты хотят ограничить продвижение «вредных продуктов».
7.07.2015 в 14:52 Автор:

Реклама фастфуда в России может быть приравнена к рекламе алкоголя, то есть фактически запрещена. Как стало известно «Ъ», чтобы способствовать «формированию культуры рационального питания у молодежи для сохранения нормального веса, давления и показателей крови», депутаты Госдумы предлагают законодательно ограничить продвижение в СМИ и общественных местах продуктов с высоким содержанием сахара, соли, жиров и насыщенных жиров. Под ограничения могут попасть газировка, кондитерские изделия, чипсы, маргарин и отдельные виды колбас. Только на продвижение продуктов питания и безалкогольных напитков в эфире федеральных телеканалов в 2014 году рекламодатели потратили 22 млрд руб.

Депутат от «Единой России» Василий Шестаков, тренер и спортивный функционер, известный также тем, что в соавторстве с Владимиром Путиным написал такие книги, как «Дзюдо. История, теория, практика» и «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным», предлагает законодательно закрепить определение «вредные продукты» и ограничить их рекламу. Соответствующие поправки к закону «О рекламе» будут внесены в Госдуму в ближайшее время, обещает господин Шестаков.

Как следует из законопроекта, в законе «О рекламе» необходимо уточнить, что такое продукты с высоким содержанием сахара, соли, жиров и насыщенных жиров, а также статью, регламентирующую их рекламу. Ограничения должны способствовать формированию культуры рационального питания у молодежи для сохранения нормального веса, давления и показателей крови. Высоким признается содержание сахара более 12,5 г на 100 г продукта, или 15 г на порцию, соли — 1,5 г и 2,4 г, соответственно, жира — 20 г и 21 г, насыщенных жиров — 5 г и 6 г.

В рекламе неприемлемы утверждения о безвредности и полезности таких продуктов, она не должна осуждать воздержание от их употребления, обращаться к несовершеннолетним или использовать их образы (в том числе при помощи мультипликации). Рекламу товаров, попадающих под новые категории, нельзя размещать в печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции для несовершеннолетних: в теле- и радиопрограммах с 7 до 22 часов. Под запрет попадает большинство общественных мест, включая больницы, школы, санатории, театры, цирки и т. д. Также предлагается запретить BTL-рекламу с раздачей вредных продуктов.

«Поправки фактически приравнивают рекламу фастфуда по степени опасности к рекламе алкоголя»,— заявил «Ъ» Василий Шестаков. Вредные продукты, уверен депутат, «противопоставляют себя национальной пище». «Юридическая практика по этой проблеме уже есть в Канаде, Малайзии, Южной Корее и других странах»,— говорит представитель юридической фирмы Carnelutti Винченцо Трани (сотрудничает с господином Шестаковым по линии Федерации самбо и организации инвестфорумов в Италии).

С последствиями предлагаемых ограничений столкнутся не только производители и сети фастфуда, но и рекламный рынок — и так переживающий стремительное падение. В первом квартале он упал на 17%, до 63,9 млрд руб., следует из данных Ассоциации коммуникационных агентств России. По оценкам аналитического центра Vi, с 2012 года реклама товаров, которые могут попасть под возможные ограничения, занимает около 8% от всех федеральных телерекламных бюджетов. Это сети фастфуда (в частности, McDonalds, Burger King и KFC), газированные напитки (сладкие и квас), безалкогольные коктейли, кондитерские изделия, шоколадные батончики, орехи, продукты быстрого приготовления, чипсы и т. д.

Исходя из предложенных господином Шестаковым критериев, фактически под запрет может попасть реклама маргарина и отдельные виды колбас. По данным Vi, пищевые продукты — вторая по размеру рекламных бюджетов категория, на которую в прошлом году пришлось 18,8 млрд руб. «Реклама газированных напитков и сетей фастфуда составляет около 3,6% от бюджетов Топ-30 рекламодателей. Это 2,5% от всей рекламы, размещаемой на ТВ»,— говорит вице-президент по развитию бизнеса OMD OM Group Ольга Барская. По оценкам директора по планированию медиаагентства UM Галины Аникиной, на медийную рекламу этих двух категорий в 2015 году приходится около 4,5–5 млрд руб. «Самой уязвимой в случае принятия поправок окажется реклама в кинотеатрах, где доля затрагиваемых категорий достигает 20%. А сети фастфуда будут вынуждены полностью отказаться от размещения традиционной рекламы»,— предупреждает госпожа Аникина.

«Для газировки реклама является важнейшим инструментом в борьбе за долю рынка и имидж бренда — не так много людей сможет в слепом тесте отличить Pepsi от Coca-Cola или Mirinda от Fanta»,— рассуждает гендиректор «Квенди Русмедиааудит» Дмитрий Кураев.

По словам господина Кураева, дискуссия о вреде сладких газированных напитков может повысить осведомленность потребителей и привести к росту потребления питьевой воды или продуктов с нулевым содержанием сахара, которые также есть в ассортименте этих производителей. В сегменте фастфуда ситуация сложнее. «Имидж сетей быстрого питания формируется не только рекламой, но и непосредственно клиентским опытом. Рассчитывать на него в конкуренции с таким мировым гигантом, как McDonalds, сложно»,— говорит господин Кураев.

Гендиректор Ассоциации рекламодателей (в нее входят Kellogg`s, Coca-Cola, Mars, PepsiCo, Red Bull, Ferrero Russia) Федор Борисов считает, что ограничения, которые предлагает Василий Шестаков, должны оставаться в сфере саморегулирования. «Например, в 2009 году члены нашей ассоциации и другие крупные игроки рынка обязались не направлять рекламу ряда продуктов, включая газировку, на аудиторию младше 12 лет. Такой рекламы нет в школах, в детских телепередачах и изданиях»,— приводит пример господин Борисов.

Разбивки по сегментам общественного питания официальная статистика не дает, но общий оборот рынка в 2014 году составил 1,23 трлн руб. (данные Росстата). В KFC, McDonalds и Burger King не ответили на запрос «Ъ». В российском офисе Coca-Cola заявили, что будут готовы комментировать инициативу господина Шестакова только после ее внесения в Госдуму. В PepsiCo от комментариев отказались.

 

 

 



Показаны все новости
Новости
9.09.2025 в 17:46
Эксперт прокомментировал инициативу Госдумы о санкциях за онлайн-рекламу ставок
Ранее законопроект прошел слушания в Общественной палате РФ
9.09.2025 в 02:39
Букмекеров обяжут сообщать о рисках в онлайн-промо игромании
Авторы законопроекта призывают усилить самостоятельную ответственность Яндекса и других поисковых систем за рекламу букмекеров.
8.09.2025 в 17:38
«Абсолютная гармония»: JALAGONIA дала дебютный концерт в Москве
Публика, помнящая её летние хиты с южных курортов, заполнила зал в ожидании возвращения того самого вайба.
3.09.2025 в 19:52
Овеян призвал бороться против лживой идеологии для защиты суверенитета
Победа над Японией в 1945 году оказала значительное влияние на послевоенное устройство мира.
3.09.2025 в 17:46
Олег Николаев спрогнозировал спонтанные путешествия россиян в Китай
Эксперт прокомментировал безвизовые договоренности между РФ и КНР.
3.09.2025 в 17:21
Команда «МирТесен» запустила альтернативу запрету рекламы в иностранных сетях
Выпущено обновление социальной медиаплатформы.
29.08.2025 в 18:28
Известный меценат призвал не поддаваться внешнему влиянию в образовании
И спасать традиционные ценности в школах.
22.08.2025 в 18:40
Каким будет сбор винограда в Крыму и Севастополе после морозов и засухи
Руководители регионов и отрасли полуострова разошлись во мнениях.
21.08.2025 в 18:06
JALAGONIA исполнит ставшую хитом в Крыму песню «Дежавю» на концерте в Москве
Певица поделилась эмоциями от летнего успеха и творческими планами на осень.
16.08.2025 в 18:27
Необрабатываемые земли предложено изымать в Севастополе
С такой инициативой выступил предприниматель и общественный деятель Олег Николаев.
16.08.2025 в 18:12
Консул Армении призвал БРИКС объединиться с Путиным и Трампом ради мира
13.08.2025 в 12:28
Приложение «Зеленая кнопка» расширяет географию заповедников для туристов
Благодаря платформе оцифрованный гостевой поток на Камчатке уже вырос в полтора раза.
13.08.2025 в 11:10
Песня «Дежавю» певицы JALAGONIA стала летним хитом в Крыму
У курортного сезона появилось музыкальное сопровождение.
12.08.2025 в 18:15
«Финам» включил акции «Абрау» в число лидеров роста на бирже
Рынок отреагировал на ожидания от встречи Владимира Путина и Дональда Трампа.
11.08.2025 в 12:07
Николаев спрогнозировал устойчивый рост виноделия в Севастополе
Город стоит на пороге масштабного винодельческого подъёма.
10.08.2025 в 16:08
Глава «Тюменьтел» поздравил россиян с Днем строителя
Профессиональный праздник отмечают по всей России.
6.08.2025 в 12:16
Овеян призвал предотвратить повторение ужасов Хиросимы и Нагасаки
К очередной годовщине трагедии за это США так и не ответили.
5.08.2025 в 16:16
Волгоградские ученые нашли способ замедлить старение
Создан препарат на основе молекулы ВЛ-10.
1.08.2025 в 19:32
«Таврида.Арт-2025» в Крыму впервые соберёт 100 тысяч человек
В этом году фестиваль стал рекордным по количеству заявок на участие.
31.07.2025 в 16:43
Николаев считает сокращение часов продажи алкоголя неэффиктивным
По его мнению, такая мера может лишь привести к тому, что люди начнут покупать продукцию более низкого качества.
Новости СМИ2