Рекламу сажают на диету

Депутаты хотят ограничить продвижение «вредных продуктов».
7.07.2015 в 14:52 Автор:

Реклама фастфуда в России может быть приравнена к рекламе алкоголя, то есть фактически запрещена. Как стало известно «Ъ», чтобы способствовать «формированию культуры рационального питания у молодежи для сохранения нормального веса, давления и показателей крови», депутаты Госдумы предлагают законодательно ограничить продвижение в СМИ и общественных местах продуктов с высоким содержанием сахара, соли, жиров и насыщенных жиров. Под ограничения могут попасть газировка, кондитерские изделия, чипсы, маргарин и отдельные виды колбас. Только на продвижение продуктов питания и безалкогольных напитков в эфире федеральных телеканалов в 2014 году рекламодатели потратили 22 млрд руб.

Депутат от «Единой России» Василий Шестаков, тренер и спортивный функционер, известный также тем, что в соавторстве с Владимиром Путиным написал такие книги, как «Дзюдо. История, теория, практика» и «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным», предлагает законодательно закрепить определение «вредные продукты» и ограничить их рекламу. Соответствующие поправки к закону «О рекламе» будут внесены в Госдуму в ближайшее время, обещает господин Шестаков.

Как следует из законопроекта, в законе «О рекламе» необходимо уточнить, что такое продукты с высоким содержанием сахара, соли, жиров и насыщенных жиров, а также статью, регламентирующую их рекламу. Ограничения должны способствовать формированию культуры рационального питания у молодежи для сохранения нормального веса, давления и показателей крови. Высоким признается содержание сахара более 12,5 г на 100 г продукта, или 15 г на порцию, соли — 1,5 г и 2,4 г, соответственно, жира — 20 г и 21 г, насыщенных жиров — 5 г и 6 г.

В рекламе неприемлемы утверждения о безвредности и полезности таких продуктов, она не должна осуждать воздержание от их употребления, обращаться к несовершеннолетним или использовать их образы (в том числе при помощи мультипликации). Рекламу товаров, попадающих под новые категории, нельзя размещать в печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции для несовершеннолетних: в теле- и радиопрограммах с 7 до 22 часов. Под запрет попадает большинство общественных мест, включая больницы, школы, санатории, театры, цирки и т. д. Также предлагается запретить BTL-рекламу с раздачей вредных продуктов.

«Поправки фактически приравнивают рекламу фастфуда по степени опасности к рекламе алкоголя»,— заявил «Ъ» Василий Шестаков. Вредные продукты, уверен депутат, «противопоставляют себя национальной пище». «Юридическая практика по этой проблеме уже есть в Канаде, Малайзии, Южной Корее и других странах»,— говорит представитель юридической фирмы Carnelutti Винченцо Трани (сотрудничает с господином Шестаковым по линии Федерации самбо и организации инвестфорумов в Италии).

С последствиями предлагаемых ограничений столкнутся не только производители и сети фастфуда, но и рекламный рынок — и так переживающий стремительное падение. В первом квартале он упал на 17%, до 63,9 млрд руб., следует из данных Ассоциации коммуникационных агентств России. По оценкам аналитического центра Vi, с 2012 года реклама товаров, которые могут попасть под возможные ограничения, занимает около 8% от всех федеральных телерекламных бюджетов. Это сети фастфуда (в частности, McDonalds, Burger King и KFC), газированные напитки (сладкие и квас), безалкогольные коктейли, кондитерские изделия, шоколадные батончики, орехи, продукты быстрого приготовления, чипсы и т. д.

Исходя из предложенных господином Шестаковым критериев, фактически под запрет может попасть реклама маргарина и отдельные виды колбас. По данным Vi, пищевые продукты — вторая по размеру рекламных бюджетов категория, на которую в прошлом году пришлось 18,8 млрд руб. «Реклама газированных напитков и сетей фастфуда составляет около 3,6% от бюджетов Топ-30 рекламодателей. Это 2,5% от всей рекламы, размещаемой на ТВ»,— говорит вице-президент по развитию бизнеса OMD OM Group Ольга Барская. По оценкам директора по планированию медиаагентства UM Галины Аникиной, на медийную рекламу этих двух категорий в 2015 году приходится около 4,5–5 млрд руб. «Самой уязвимой в случае принятия поправок окажется реклама в кинотеатрах, где доля затрагиваемых категорий достигает 20%. А сети фастфуда будут вынуждены полностью отказаться от размещения традиционной рекламы»,— предупреждает госпожа Аникина.

«Для газировки реклама является важнейшим инструментом в борьбе за долю рынка и имидж бренда — не так много людей сможет в слепом тесте отличить Pepsi от Coca-Cola или Mirinda от Fanta»,— рассуждает гендиректор «Квенди Русмедиааудит» Дмитрий Кураев.

По словам господина Кураева, дискуссия о вреде сладких газированных напитков может повысить осведомленность потребителей и привести к росту потребления питьевой воды или продуктов с нулевым содержанием сахара, которые также есть в ассортименте этих производителей. В сегменте фастфуда ситуация сложнее. «Имидж сетей быстрого питания формируется не только рекламой, но и непосредственно клиентским опытом. Рассчитывать на него в конкуренции с таким мировым гигантом, как McDonalds, сложно»,— говорит господин Кураев.

Гендиректор Ассоциации рекламодателей (в нее входят Kellogg`s, Coca-Cola, Mars, PepsiCo, Red Bull, Ferrero Russia) Федор Борисов считает, что ограничения, которые предлагает Василий Шестаков, должны оставаться в сфере саморегулирования. «Например, в 2009 году члены нашей ассоциации и другие крупные игроки рынка обязались не направлять рекламу ряда продуктов, включая газировку, на аудиторию младше 12 лет. Такой рекламы нет в школах, в детских телепередачах и изданиях»,— приводит пример господин Борисов.

Разбивки по сегментам общественного питания официальная статистика не дает, но общий оборот рынка в 2014 году составил 1,23 трлн руб. (данные Росстата). В KFC, McDonalds и Burger King не ответили на запрос «Ъ». В российском офисе Coca-Cola заявили, что будут готовы комментировать инициативу господина Шестакова только после ее внесения в Госдуму. В PepsiCo от комментариев отказались.

 

 

 



Показаны все новости
Новости
3.11.2025 в 16:23
Крымские власти намерены расширить перечень продуктов, реализуемых по социальным ценам
Планируется нарастить и число бизнес-структур, подписавших соглашение о таких ценах.
3.11.2025 в 15:52
Суды присяжных рассматривают дела по 11% преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом
В прошлом году в России присяжными заседателями было вынесено более тысячи вердиктов
3.11.2025 в 14:50
Учёные выяснили, кто был ближайшими родственниками крымских неандертальцев
Исследование найденных на полуострове фрагментов костей подтверждает гипотезу о длительных миграциях и культурных связях древних людей через большие расстояния.
3.11.2025 в 10:38
«Ночь искусств» пройдёт в России
В рамках традиционной акции в стране состоится более трёх тысяч мероприятий.
2.11.2025 в 08:35
Вилла семьи Алсу в Севастополе выставлена на продажу за 1 млрд рублей
Продавцы ориентируются на узкий круг состоятельных покупателей и позиционируют недвижимость как объект в элитном районе.
1.11.2025 в 14:55
Крымские водохранилища наполняются после длительной засухи
Октябрьские осадки восстановили нормальный уровень многих рек полуострова.
1.11.2025 в 13:34
Заселяться в отели можно будет не только по паспорту
Правительство России расширило перечень документов, подтверждающих личность клиентов гостиниц.
1.11.2025 в 12:55
Турпоток в Крым вырос на 16%
На полуостров по Крымскому мосту приехали на автомобилях, автобусах и поездах 86% гостей.
1.11.2025 в 11:52
Двое подростков, спасаясь от диких кабанов, забрались на дерево, и не смогли спуститься
Крымские спасатели помогли несовершеннолетним вернуться на землю.
31.10.2025 в 23:51
В Крыму пополнили популяцию диких птиц: в степи выпустили сотню фазанов и четверть тысячи уток крякв
В Сакском и Черноморском районах Крыма состоялась масштабная акция по восстановлению местной орнитофауны.
31.10.2025 в 22:38
В Севастополе выросло число жертв при опрокидывании плавкрана: трое погибших
Первоначально сообщалось о 2 погибших, более 20 травмированных и 7 госпитализированных.
31.10.2025 в 19:46
В Крыму у пенсионера изъяли 21 кг марихуаны
Мужчина заявил, что хранил запрещенную траву для лечения онкологии.
31.10.2025 в 18:14
Для путешествий выбирают межсезонье: внутренний туризм в России демонстрирует рекордный рост
В 2025 году поездки по стране весной и осенью достигли рекордной доли в структуре внутреннего туризма.
31.10.2025 в 17:59
Реконструкция ялтинского автовокзала выходит на финишную прямую
Завершение работ запланировано на май 2026 года.
31.10.2025 в 16:45
В Крыму близится к завершению капремонт моста на дороге Томашевка — Ермаково
Работы выходят на финальную стадию: строители выполняют последние технологические операции перед открытием движения.
31.10.2025 в 15:59
В Ялте обсудят расширение зон, где запретят продажу алкоголя
С 1 ноября в городе стартуют публичные слушания по проекту, который существенно расширит территории с ограничением продажи алкогольной продукции.
31.10.2025 в 09:53
В Крыму до конца года запустят две современные очистные станции
Заработают станции в селе Миндальное под Судаком и «Утес» в поселке Малый Маяк под Алуштой.
30.10.2025 в 23:20
Российские медработники осваивают навыки на VR тренажерах
В симуляторах пациенты могут даже умереть.
30.10.2025 в 22:41
В России ограничили регистрацию в Telegram и WhatsApp
Операторы связи блокируют коды подтверждения.
30.10.2025 в 18:01
Володин предложил бесплатно предоставлять жилье врачам
Жилье врачам предлагают как способ справиться с кадровым дефицитом в российских регионах.
Новости СМИ2