Депутаты предполагают, что обучать детей по новой программе начнут уже со следующего года. Некоторые педагоги высказывают мнение, что концепция отбросит преподавание назад к советскому прошлому, уничтожив творческий процесс и многообразие трактовок литературных произведений. Заместитель декана историко-филологического факультета филиала МГУ в Севастополе Наталья Величко с таким прочтением будущей концепции не согласна.
По ее словам, целью является не создание единого учебника, а формирование базы для примерных образовательных программ и методических комплексов по русскому языку и литературе.
«Система образования давно ушла от унификации, и не думаю, что вернется к ней. Россия — большая многонациональная страна, для нас важно сохранить и развивать не только русский, но и другие родные языки коренных народов, поэтому в программу русского языка и литературы должен войти не только государственный образовательный стандарт, но и региональный компонент. Учебное заведение тоже вправе определять, что изучать в конкретной школе, учитывая мнение учителей и родителей», — считает Наталья Величко.
Необходимость реформ в системе преподавания русского языка и литературы назрела давно. Но мнения о том, как именно должна выглядеть новая учебная программа, в профессиональном сообществе пока расходятся. На сегодняшний день список литературы включает порядка 400 произведений — неподъемная цифра для среднестатистического школьника. Одни считают перечень изучаемых авторов необоснованно большим и требуют пересмотреть программу, другие полагают, что изучение текстов целиком ученикам не нужно.
Иначе думает Наталья Величко: «Во-первых, практически все учителя считают, что нужно отводить большее количество часов на изучение литературы не только в старших, но и в средних классах. В рамках учебного времени можно и нужно читать произведения, пусть и в сокращенном виде. Для ознакомления подойдут хрестоматии, где собраны наиболее значимые для анализа, формирования вкуса и понимания содержания отрывки. А произведения большого объема нужно включать в списки для чтения на лето. Это удобный способ добиться полнотекстового прочтения. Кроме того, чтобы обсуждать основные произведения школьной программы с опорой на другие тексты и сопоставлять их, можно включить в летнее чтение другие произведения автора». Она уверена, что в процессе обсуждения появится идея, которая удовлетворит всех.
«Важно привить любовь и стремление к чтению. Не заставлять, а дать почувствовать вкус. Если дети будут больше читать, их грамотность, безусловно, повысится. Поэтому нужно привнести в учебный процесс современные методики», — говорит специалист. В первую очередь это интерактивные технологии в образовательном процессе. Они помогут заинтересовать и мотивировать детей, чтобы в будущем получить более высокий результат.
На самом деле подготовка концепции началась давно: Ассоциация учителей русского языка и литературы высказала предложение о ее создании еще в ноябре 2013 года. Спустя год программу сохранения единого образовательного пространства и повышения качества школьного филологического образования в России утвердили в Общественной палате при участии родителей, ученых, методистов и авторов учебных пособий.
Севастопольские педагоги примут участие в дальнейшей разработке единой концепции. В частности, к обсуждению приглашены учителя гимназии №1 им. А.С. Пушкина. Не останутся в стороне и высшие учебные заведения.
«Сегодня вопросы русского языка в Севастополе зазвучали по-новому. Мы активно работаем и планируем создать Центр русской словесности в филиале МГУ, потому что русский язык стал востребованным на всех уровнях и нужен каждому — от школьника до госслужащего. Нужно популяризировать изучение русского языка в нашем регионе всеми возможными способами. Чем выше уровень знания языка в обществе, чем выше культура речи, тем мощнее интеллектуальный уровень нации и потенциал ее развития. Также и у конкретной личности: примитивный язык почти всегда отражает примитивное мышление», — подытожила Наталья Величко.