Об этом «Примечаниям» анонимно рассказал специалист по организации концертов.
Расцвет концертного бизнеса Севастополь испытал за 2-3 года назад, рассказывает анонимный эксперт. Сегодня в сфере наметилась стагнация.
«Все началось с капитального роста цен на аренду концертных залов и рекламных площадей. При Яцубе право СевТроллейбуса заведовать дорожными столбами разыграли по тендеру – по сути, подарили рекламные плоскости фирме, которая выставила свои цены. Пришлось демонтировать стенды, и концерты пошли на спад. Началась «черная расклейка», - рассказывает бывший организатор.
Реклама массовых мероприятий не может стоить дорого – высокие цены отражаются на билете. Организатор теряет продажи, город – налоги от концерта. Сегодня нехватка рекламных площадей ощущается очень остро, говорит предприниматель. Наиболее эффективный вариант продвижения – наружная реклама: «Разместить афишу в Севастополе можно только на ГорСправке. Это, конечно, «кладбище рекламы», но это работает», говорит эксперт. Чтобы привлечь хорошую аудиторию, нужно около 50 афиш. Каждая обойдется в тысячу рублей – неподъемная сумма для многих промоутеров.
«Когда появится больше рекламных мест, в сфере сразу произойдет большой сдвиг. Цена размещения концертной рекламы не должна превышать себестоимость, но власти этого пока не понимают. Это одновременно решило бы проблему «черной расклейки», когда афиши клеят на столбы и заборы. На самом деле компетентных организаторов и концертов в достатке и сейчас – вопрос в донесении информации», - подчеркивает специалист.
Помимо дефицита рекламы, в Севастополе не хватает единого билетного центра, где можно было бы купить билет практически на любое мероприятие и самих концертных залов.
«В Феодосии есть концертный зал «Звездный», в Ялте – «Юбилейный». Это крупные площадки на 1500-2000 мест. У нас – Матросский клуб, театр Луначарского. Они вмещают порядка 600 зрителей и не приспособлены для крупных мероприятий. Самая большая концертная площадка – Культурно-информационный центр – находится в Камышовой бухте, это не очень удобно зрителям», - поясняет профессионал.
У клубов своя специфика. Они рассчитаны на небольшую аудиторию, поэтому стоимость билетов растет, чтобы окупить мероприятие. Кроме того, давка в маленьком помещении севастопольким летом – удовольствие не для всех, с улыбкой отмечает бывший промоутер.
Проблема билетного хозяйства появилась после событий «Русской весны»: «Мы работали с крупной украинской билетной системой, деньги проходили через Киев – это принесло нам большие неприятности. Концерты отменили, а деньги вернулись далеко не сразу».
«Русская весна» на время ударила по фестивальному бизнесу в целом: первые полгода артисты боялись нестабильной ситуации и отказывались выступать в Крыму, зрители стали осторожнее и перестали покупать билеты заранее, а к заботам организаторов прибавилась транспортная проблема.
«До референдума в Севастополе было много проектов, шли аншлаги. Организаторы ездили с турами по Украине вплоть до февраля 2014 года. Когда «загорелся» Киев, все остановилось. В Севастополе есть такая черта – люди не покупают билеты в день мероприятия. Разве что в клубы и на Байк-шоу, потому что мероприятия во многом рассчитаны на туристов. Но Севастополь – не туристический город. После референдума людям как будто стало не до концертов, и предпродажи упали. Исполнителей стало труднее уговорить, возникли проблемы с покупкой билетов. Мероприятия начали срываться», - вспоминает организатор о событиях прошлого года.
Кроме того, концертная деятельность была сильно связана с Украиной – здесь проводили «Фабрику», «Голос Украины», «Танцуют все». После референдума налаженную схему пришлось резко менять и подстраиваться к новым реалиям.
В то время многие специалисты ушли из профессии, а те, кто пришел на их место, зачастую не понимает специфики города, - отмечает анонимный эксперт.
И все же, несмотря на трудности, выправить ситуацию и выйти на прежний уровень можно за несколько месяцев, полагает он. Но для этого нужна помощь властей: «Главные проблемы индустрии массовых мероприятий – нехватка рекламных площадей, единого билетного центра и концертных залов. Если правительство пойдет навстречу, их можно решить в короткие сроки. Достаточно создать ассоциацию, куда бы обращались организаторы и решали проблемы совместно при поддержке города. Скажем, с рекламой может помочь только город. Если количество площадей увеличат до 500-600, проблема исчезнет. К сожалению, пока во власти нет специалистов, которые знают, как делается этот бизнес».
Транспортный вопрос решит строительство моста через Керченский пролив: «Сегодня привезти на полуостров по-настоящему крупный проект – это утопия, потому что купить, к примеру, 30 билетов на самолет сложно, а поезда сюда не ходят. Кроме того, большой концерт предполагает транспортировку фур с техникой и декорациями – тогда мы зависим от погодных условий на переправе. Думаю, когда построят мост, проблема отпадет».
Публика в Севастополе готова к подъему индустрии развлечений, уверяет эксперт. Мало того, Севастополь – единственный город в Крыму, где гастроли имеют успех круглый год. Летом пользуется спросом эстрада, зимой город становится театральным.
Даже санкции не сильно ударили по индустрии развлечений: проблемы с визитом только у американских исполнителей, европейцы же готовы приехать, если организация будет отлажена.
«Знаю, что в Севастополь с удовольствием приехали бы американские джазовики. У нас джаз был всегда востребован. Разве что раньше их поддерживало американское посольство, теперь, конечно, не поддержит. Но в целом иностранцев не очень заботят санкции», - считает эксперт.
Он уверен – со временем ситуация полностью выправится, нужна только совместная работа.