Раннее утро. Жизнерадостный и дружелюбный крымский лес в окрестностях Севастополя.. Сегодня я буду здесь медленно погибать от голода и жажды Я заблудилась и сломала ногу. У меня есть литр питьевой воды, а значит максимум пара дней жизни.
Меня встречают с улыбкой, как свою. Ко мне относятся с трепетом и интересом. Спрашивают, боюсь ли я оставаться одна в лесу, подбадривают и обещают, что будет интересно, хоть и немного нудно. Поступает команда отойти в лес на 200 метров и спрятаться в непролазном кустарнике. Игра началась — меня ищут серьезные люди. С собаками.
Идейным вдохновителем и создателем поисково-спасательного отряда «Вектор» стала Наталья Бабкевич, кинолог с 22-летним стажем. Ее личная история работы по поиску и спасению началась в 1995 году, на сборах в Закарпатье, куда Наталья поехала со своей первой собакой. Новое дело захватило. Начался поиск и анализ скудной на то время информации, незамысловатые тренировки в домашних условиях и переписка с единомышленниками из других городов. Но воспитание спасательной собаки — это дело очень непростое, требующее коллективных усилий. Поэтому три года назад Наталья кинула клич на севастопольском форуме о создании отряда. Нашлись желающие тренироваться, выезжать в лес каждые выходные, проводить время на свалках и недостроях, помогая собакам научится искать людей в условиях техногенных аварий.
И тренировки проходят не зря. Все чаще ребят из отряда «Вектор» привлекают к участию в поисково-спасательных работах. Однако зовут кинологов далеко не всегда. И причиной тому — специфика самого полуострова. « Крым маленький, достаточно густо населен. Поэтому все «потеряшки» чаще всего выходят из леса сами или их находят спасатели МЧС в первый же день. Нам достаются только те случаи, когда первичные поиски результата не дали. Когда можно говорить о том, что с человеком случилась серьезная беда и он не может выйти сам и даже позвать на помощь», — объясняет Наталья.
Серьезных техногенных аварий, после которых в поисках могли бы быть задействованы собаки, в Крыму, к счастью, не случалось. Но волонтеры тренируются, чтобы в нужный момент обязательно прийти на помощь. Ведь собака способна почуять человека на глубине полутора-двух метров под слоем грунта или снега. А в завалах, состоящих из крупных блоков — на глубине до 10 метров.
В поисках в лесной зоне собачий нос также незаменим. Там, где человек может не увидеть жертву в трех метрах от своих ног, собака найдет живого человека. Собаки-спасатели — это не ищейки. Они не натаскиваются держать след или искать человека по индивидуальному запаху. Основным маркером является запах легочного дыхания. Именно дышащего, но обездвиженного человека, собака должна найти и обозначить лаем.
Поисковые животные – не всегда милые, пушистые и игривые. В работе они серьезны и сдержаны, обращают внимание на любые детали и скрупулезно работают. И каждый год подтверждают своё мастерство на специальном тесте-аттестации, где кинолог и собака — расчет - демонстрируют свои навыки в трёх разделах. Первый — это проверка послушания и ловкости, а два других - поисковые. Там собака демонстрирует умение поиска в природной среде и на техногенном завале. На аттестации поиска в лесу, например, собака должна найти человека на участке 100х200 метров за 20 минут.
Конечно, нормативы аттестации значительно проще, чем в реальной жизни. Настоящие поисковые работы длятся часами, а то и сутками. За это время каждый расчет проходит по нескольку километров. «В штиль собака отрабатывает все ногами, двигаясь зигзагами то вправо, то влево. В ветреную погоду кинолог рассчитывает траекторию движения так, что бы собака при минимуме беготни получала максимум информации по воздуху», - объясняет Наталья.
Отряд действует на добровольных волонтерских началах. Все расходы — из отрядной кассы. Даже когда родные не могут оплатить бензин или предоставить свой ,поисковики выезжают на место за свой счет. Главное — спасение жизни, остальные нюансы второстепенны.
«Иногда приходится отказывать людям. Мы специализируемся на поиске живых людей, а к нам порой обращаются в случаях, когда человек ушел в лес уже пять-шесть дней назад. Погода неблагоприятная, а экипировка пропавшего не даёт шансов выжить…В таких мы не берёмся за работу. Ведь наши собаки обучены искать только живых», — рассказывает Наталья. Тела погибших собаки отряда не ищут, для этого существует отдельные системы тренировки.
Сейчас в отряде занимается 15 собак. Как опытные, так и молодняк. Аттестованы по российским нормативам поисково-спасательной службы - девять. Поисково-спасательный отряд «Вектор» сотрудничает с МЧС Севастополя и аварийно-спасательной службой Севастополя, регулярно участвует в учениях МЧС. В 2014 году руководитель отряда, Наталья Бабкевич, стала победителем регионального этапа Всероссийского фестиваля МЧС «Созвездие мужества» в номинации «По зову сердца».
Попасть в отряд со своим питомцем сейчас трудно. Собак много, поэтому принимают новичков, когда кто-то выбывает. Особых предпочтений в вопросах породы у спасателей нет. Собака должна быть не очень крупной и не мелкой, контактной, азартной, выносливой. «Она должна любить кушать, играть, двигаться. У нее должна быть мотивация что-то делать. Собака не может быть трусливой — невозможно работать, если животное боится незнакомых людей, завалов, пламени, громких звуков. Мы выбираем собак, которые уравновешены и готовы после нескольких часов путешествия в багажнике автомобиля сразу же по прибытии начать работу — зимой и летом, в холод и жару, в любую погоду. Однако, самое ценное в отряде — это люди. Если владелец трудолюбив и предан делу, то у собаки нет никаких шансов проиграть (?)», — смеётся Наталья.
Самое нужное на тренировке — это новые полигоны для работы и статисты (условные пострадавшие). Появление новых людей здесь приветствуют. Особенно тех, у кого нет своих собак. «Наши спасатели не должны привыкать к тому, что мы ищем одних и тех же людей. Или к тому, что мы ищем людей с каким-то общим запахом, например, собачников», - объясняет Наталья. Статистов любят, раз в год для всех участников поисковых тренировок проводят специальный праздник с подарками и угощениями.
Меня нашли. Собака оглашает окрестности лаем. Тренировка завершилась успешно. Пес невероятно горд собой, ведь в жизни животного все по-настоящему: поиски, успехи и неизменная награда. И только для нас, людей, это игра, которая когда-нибудь сможет спасти человеческую жизнь.