Сотрудники музея решили развеять миф о пропаже и снять на видео экспонат и соответствующую документацию о поступлении предмета в фонды.
Ранее в «Комсомольской правде» сообщалось, что при проверке хранилищ заповедника стало ясно, что из фондов исчезли уникальные экспонаты: боевые орудия с крейсера «Очаков» и скульптурная композиция — голова императрицы Ливии из белого каррарского мрамора, которую археологи обнаружили в 2003 году. В «Комсомолке» сообщается, что орудия с легендарного крейсера могли сдать на металлолом, а уникальную голову Ливии продать за 2 миллиона долларов на зарубежном аукционе.
Кроме того, Наталья Демиденко отметила, что боевые орудия с крейсера «Очаков» на балансе фонда заповедника никогда не стояли.
В беседе с «Примечаниями» Наталья Демиденко назвала сообщение о пропаже мраморной головы царицы Ливии из фондов музея и о ее продаже в 2012 году на международном аукционе за 2 млн евро «потрясающей уткой». Экспонат находится на месте и никуда из музея не пропадал, заверила она.
«Мы были в шоке, когда впервые прочитали об этом в "Комсомольской правде", и когда из уст губернатора прозвучали какие-то странные моменты, — сказала Наталья Демиденко «Примечаниям». — Эта голова, римский скульптурный портрет, была найдена в 2003 году во время раскопок в районе пятиобсидного храма. В 2004 году она поступила в фонды. Голова имеет свой номер по коллекционной описи, как и положено, номер по книге поступлений, как и положено, номер в книге по материалу».
По словам ученого, «с тех пор как этот памятник поступил в фонды заповедника, он хранится в фондах заповедника. Исследователь, обнаруживший этот памятник и сдавший его фонды, — это Елена Юрьевна Кленина, кандидат исторических наук — сейчас готовит монографию, посвященную району пятиобсидного храма. Вот как раз и об этом памятнике она пишет в том числе», — сказала Демиденко.
«Так как исследователь не давала прав на публикацию этого памятника и собирается это сделать сама, мы не публиковали его, не предлагали для публикации другим исследователям. Памятник хранится в фондах музея с 2004 года, никогда не выносился за пределы фондов, никогда не участвовал в выставках. Возможно, мы выставим его, когда исследователь закончит свою работу, и тогда все его увидят. Тем более, что подставка для него уже готова», — резюмировала заведующая научно-фондовым отделом заповедника.
На вопрос «Примечаний», когда ученые Херсонеса впервые столкнулись с дезинформацией о пропаже головы, и кто мог стать ее первоисточником, Наталья Демиденко ответила, что сама узнала об этой «утке» в пятницу утром.
«Кажется, это была какая-то речь Меняйло (губернатора Севастополя — прим. ред.), о том, что, якобы, в фондах пропадают вещи и он будет с этим разбираться, — сказала она. — Я с удивлением прочитала, что, оказывается, от продажи этой головы было выручено два миллиона евро в 2012 году. Это вообще жуть. А когда мы увидели эту информацию в «Комсомольской правде», это нас просто оскорбило. Как можно публиковать такие сведения, не проверив их, и помещать в газете, которую читают так много людей?».
«Собственно говоря, это повод для судебного разбирательства», - добавила Наталья Демиденко.