Около полудня ко входу в заведение подкатил наглухо затонированный черный кроссовер премиум-класса Mercedes ML, из которого вышел исполненный важности молодой человек и несколько хмурых дам. В ответ на предложение занять столик они потребовали предъявить документы.
Нежданными гостями оказались помощник прокурора Ленинского района Олег Родионович Родионов и сотрудницы всевозможных проверяющих органов, в том числе главный специалист-эксперт севастопольского Роспотребнадзора Оксана Васильева и врач по гигиене питания Тамара Шевченко.
По словам визитеров, они прибыли в ресторан с внеплановой проверкой, чтобы подтвердить «доводы» гражданки Кодолы Е. С., обратившейся с заявлением в прокуратуру. Кто такая Кодола Е. С. и чем она, собственно, недовольна, проверяющие не объяснили и показать само заявление сотрудникам «Острова» отказались.
Показывать свои «корочки» они тоже долго не хотели. Особенно почему-то упорствовал дирижировавший дамским коллективом помощник прокурора. Установить его имя удалось не сразу: просьбы предъявить удостоверение Олег Родионов либо игнорировал, либо щелкал красной книжечкой с такой скоростью, что рассмотреть ее содержимое было просто невозможно.
Возможно, г-н Родионов решил, что впечатления, произведенного на персонал ресторана «Мерседесом» стоимостью около 3 млн рублей достаточно, чтобы вопросы о его статусе отпали сами собой. Однако сразить сотрудников «Острова» наповал автомобилем довольно сложно.
«За два года работы мы тут кого только не повидали, — рассказывают они. — У нас ужинали звезды мирового блюз-рока и джаза D'Black Blues Orchestra, итальянская оперная прима Стефания Донцелли, здесь бывали Никита Михалков, Василий Лановой и Юрий Соломин, здесь проходило заседание «Столыпинского клуба» с участием советника президента Сергея Глазьева и полномочного представителя Президента России по делам предпринимателей Бориса Титова. У нас бывал ведущий "Вестей недели" Дмитрий Киселев, мы принимали здесь практически всю фракцию "Единой России" из Госдумы РФ».
Так что назвать свое имя и должность помощнику прокурора Ленинского района, в конце концов, все же пришлось.
Все происходившее потом можно охарактеризовать как попытки придраться. Список запрашиваемых в ходе проверки документов постоянно менялся. «Сначала попросили правоустанавливающие документы, потом журналы здоровья сотрудников, затем документы о том, что продукты от поставщиков сертифицированы, — рассказывает директор ресторана Михаил Богданов. — Причем все это носило хаотичный характер: создавалось впечатление, что проверяющие сами толком не знают, что они ищут».
Оказавшийся на месте корреспондент «Примечаний» стал свидетелем тщетных попыток проверяющих установить связь между содержимым многоразового контейнера и маленькой этикеткой на его поверхности. Объяснения повара, что это всего лишь лейбл производителя контейнеров, и что он имеет такое же отношение к замороженному соку внутри, как звезда «Мерседеса» — к его пассажирам, не помогали: дамы с подозрением фотографировали мировой бренд как улику.
Вскоре выяснилось, что у сопровождавших Олега Родионова гигиенисток нет всех необходимых для проверки реактивов. По признанию одной из сотрудниц Роспотребнадзора, в ресторан ее вызвали неожиданно, из-за чего она и не успела захватить с собой все необходимые препараты.
Но важнее другое: пробирки с палочками для бактериальных смывов не были опломбированы, и какие бактерии туда могли попасть до визита проверяющих, неизвестно. В акте о регистрации сделанных проб значилось: «Термобокс, спецтранспорт». Под последним, видимо, подразумевался тот самый черный Mercedes.
На нем, в конечном счете, делегация и отбыла из «Острова», после чего ресторан продолжил работу.
Директор ресторана Михаил Богданов не знает, чем его заведение могло прогневить гражданку Кодолу Е. С. «За более чем два года работы "Острова" нареканий со стороны наших гостей на качество еды не было ни разу, — говорит он. — Отзывы в Книге жалоб только положительные. Наш ресторан любят многие люди, в том числе и высокие гости Крыма и Севастополя. У нас побывали почти все известные гастрономические эксперты России и оставили массу позитивных отзывов. И практически все артисты, посетившие город в последние пару лет. Нас регулярно посещают политики федерального уровня — в "Острове" обедал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, наши сотрудники участвовали в выездном обслуживании Дмитрия Медведева. Говорю об этом не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы продемонстрировать, какие требования предъявляются у нас к качеству еды и уровню сервиса. Поэтому поводов для проверок я не вижу».
О причинах этого давления директор ресторана рассуждать не стал. Но вряд ли мы ошибемся, предположив, что проверка связана с именем владельца «Острова» Олега Николаева, который выступил одним из инициаторов проведения митинга против незаконной застройки Севастополя и сбора подписей под обращением севастопольцев к Президенту России.
Не секрет, что подобные проверки часто используются чиновниками для давления на бизнес. 11 августа — как раз в день проверки «Острова» — генеральный прокурор РФ Юрий Чайка согласился с президентом, что это недопустимо. «Действительно, большая проверочная нагрузка ложится на представителей малого бизнеса, а абсолютное большинство — люди честные, порядочные, которые действительно, скажем так, создают национальный продукт», — сказал Владимиру Путину генпрокурор. В тот же день Юрий Чайка объявил, что Генпрокуратура отказалась от проверок малого бизнеса с хорошей репутацией. Видимо, в Севастополе об этом еще не знают.
Когда появятся результаты проверки, неизвестно. «Как все будет готово, результаты мы вам предоставим», — сказал представитель районной прокуратуры. Эпидемиолог Тамара Шевченко сообщила, что ее ведомству необходимо 5-7 дней на лабораторные исследования проб, взятых на кухне.
Директор «Острова» попросил «Примечания» передать гражданке Кодоле Е. С. (выяснилось, что ее зовут Екатерина) посетить ресторан в любое удобное для нее время, чтобы обсудить ее претензии. «Если они подтвердятся, мы готовы к возмещению ущерба», — заявил изданию Михаил Богданов.
«Примечания» будут следить за развитием ситуации.