Портовые сборы для судов, обслуживаемых ГУП «Крымские морские порты», оказываются в разы выше, чем в прочих российских портах, сообщал недавно ТАСС со ссылкой на данные, предоставленные судовладельцами.
В частности, итоговая стоимость обслуживания судна вместимостью около 7 тыс. тонн в порту Керчь оценивается в 370 тыс. руб. Портовые сборы в порту Темрюк для того же судна составили менее 200 тыс. руб. С танкера водоизмещением 2,5 тыс. тонн портовые сборы в Севастополе составят более $14 тыс.
Это означает, что за тонну водоизмещения с небольшого танкера класса «река-море» в каботажном плавании приходится почти $6 за тонну портовых сборов, в то время как до начала девальвации в конце 2014 года в любом порту России (за исключением заполярных) портовые сборы на такой танкер не превышали $1,5 с тонны, а после девальвации стали менее одного доллара, пишет сайт «Российское судоходство».
«Примечания» решили еще раз самостоятельно сравнить тарифы в портах России и Севастополя — а вдруг судовладельцы вводят нас в заблуждение?
Для сранения были взяты стандартные тарифные сетки отсюда, отсюда, отсюда и отсюда.
Как видим, тарифы в Севастопольском морском порту действительно выше российских, причем по некоторым показателям — выше в десятки раз. На каком, собственно, основании?
Напомним, что от ставок порта напрямую зависит ценообразование в городе. Так было всегда, но сейчас, в условиях блокады, цены в магазинах и на заправках от портовых тарифов зависят особенно сильно.
Так почему же тарифы так высоки?
По мнению экспертов отрасли, это связано с монополизмом. Пока не построен мост через Керченский пролив, можно лупить с судовладельца любые деньги — порты остаются безальтернативными точками доставки в Крым жизненно необходимых товаров.
По словам отраслевиков, снижения портовых сборов на полуострове не стоит ждать до завершения строительства Керченского моста. А это случится не раньше конца 2018 года.
Но участники рынка рассуждают в рамках обычной бизнес-логики. А порты Крыма и Севастополя, напомним, принадлежат государству: все это — государственные унитарные предприятия, ГУПы. Значит, они и действовать должны в интересах государства. В чем состоят для РФ эти интересы в Крыму и Севастополе? Как минимум — чтобы максимально смягчить последствия западных санкций и транспортной блокады со стороны Украины.
Но ГУПы делают ровно наоборот — они всячески усугубляют положение, косвенно навешивая на крымчан ненизвестно чем обоснованные запредельные тарифы. Получается, что одно и то же государство на федеральном уровне отстегивает Крыму и Севастополю щедрые дотации — а на уровне местных ГУПов отнимает их.
Постановление правительства РФ, позволяющее хозяйствующим субъектам Крыма и Севастополя самостоятельно устанавливать тарифы, действует до 1 января 2017 г. Давайте порадуемся за портовых рвачей в государственных мундирах — впереди у них еще как минимум год сладкого произвола.