Итак, мы отправились на рынки Севастополя — 5-й километр, Московский рынок, Юмашевский рынок и Центральный рынок, чтобы исследовать цены на генераторы, фонарики, батарейки и свечи.
До энергоблокады цена на обычные парафиновые свечи не превышала 15-20 рублей. Сейчас 35 рублей — это норма и даже считается дешево. А так в большинстве стационарных торговых точек — 40-50 рублей.
Хочется сказать отдельно о том, что несанкционированная торговля процветает не только на рынках и в их окрестностях, но и на многих остановках. Самый возмутительный пример наблюдался на остановке «Юмашева». Здесь мы зафиксировали рекордную цену за обычную тонкую парафиновую свечу — 100 рублей, причем цены на товар умышленно не были указаны.
Второй возмутительный пример — окрестности ЦУМа. Стандартная цена свечи на момент продажи — 35 рублей, но их продают с овощного прилавка, а это, по меньшей мере, противоречит санитарным нормам.
У большинства точек «околорыночных» спекулянтов действует система скидок: если берешь три свечи, то платишь не 35 рублей за каждую, а 100 рублей. Видимо, спекулянтам тоже не чужд маркетинг.
На остановке «Больничный комплекс» — опять они.
В окрестностях бывшего Московского рынка свечных спекулянтов не пугает ни дождь, ни град — они продают свой товар по завышенной цене, несмотря ни на что.
На рынке 5-го км цена на свечи варьируется от 35 до 50 рублей. Ничего нового. Та же история и на Центральном рынке. Стоит отметить, что такая же на материковой России стоит 15 рублей за штуку.
Батарейки на всех рынках стоят практически одинаково. Для примера взяли щелочные батарейки, которые более-менее качественные: GP и Durasell.
До начала блэкаута GP стоили 20-25 рублей, а Durasell — 50-60 рублей.
На всех рынках мы не видели GP дешевле 30-40 рублей. Лидером в борьбе за самую высокую цену на батарейки стал Центральный рынок. На втором месте — рынок на Юмашева.
А теперь перейдем к гвоздю нашей программы — к генераторам. На 5-м км на рынке «Южном» просто рай для спекулянта. Генератор мощностью 2,5-2,6 кВт российских производителей (читать, китайской сборки) или откровенно китайский стоит 20 тысяч, и это если вам очень повезет, а реально россияно-китайца можно приобрести за 26-30 тысяч. А кореец такой же мощности обойдется в 36 тысяч. Немцев, например, там вообще не было видно. У многих продавцов не нашлось всей линейки товара, а в наличии были лишь остатки чудо техники, вырабатывающей электричество.
Мы обратились в администрацию рынка с резонным вопросом о непомерно завышенной цене на генераторы и другие товары.
«Мы можем только мониторить цены и отправлять результаты в правительство Севастополя. Мы и так заставили их понизить цену на восемь тысяч. Вы обратитесь в антимонопольный комитет или прокуратуру и, желательно, с торговым адресом нарушителя. А мы влиять на цены не можем», — объяснили свою позицию директор и администратор рынка на 5-м км.
Для сравнения мы узнали, сколько стоят генераторы на материковой России и сколько просят за них в Севастополе. Взяли аппараты российской фирмы Patriot.
У нас за инверторный генератор 1,5 кВт просят от 30 тысяч, а на материке — от 22 до 27 тысяч. У нас за аппарат мощностью 2,6-2,8 кВт просят 24-30 тысяч рублей, на материке за аналогичный аппарат — около 15-19 тысяч. Разница в цене весьма ощутима, даже если вычесть транспортные расходы.
Удивительно, но на фоне разницы в цене с материком единственный луч света в темном царстве — это фонари. Для сравнения мы брали светодиодные налобные фонари. На севастопольских рынках самые простенькие из них стоят от 300 до 400 рублей. На материковой России — 20-50 рублей дешевле. Конечно, есть разница, но в соотношении цены на товар здесь и на материке накрутка получается самая меньшая из всего вышеперечисленного.
Цены, судя по нашему мониторингу, безбожно завышают, а правительство Севастополя в очередной раз бездействует, пуская все на самотек. Непростые условия, в которых мы оказались, проявляют истинную сущность человеческой природы: кто-то создает клуб взаимовыручки, чтобы помочь севастопольцам не замерзнуть, не остаться голодными и с разряженной техникой. Кто-то работает на износ, чтобы мы получали хоть какие-то крохи электричества, а кто-то, наоборот, ловит рыбку в мутной воде и проявляет инстинкт стервятника, наживаясь на нашей общей беде.