Российский танкер, задержанный в украинском порту, называется «Ника Спирит», пишет «Новая газета» Под флагом Российской Федерации в среду, 24 июля, он вошел в порт Измаил в Одесской области. Как рассказывает капитан Илья Дробязко, судно шло «для постановки на ремонт». При входе в порт «все формальности были соблюдены», однако утром 25-го на борт поднялись сотрудники военной прокуратуры Одессы и «начали проводить следственные мероприятия». Экипажу «разъяснили права и обязанности с учетом украинского законодательства», разрешали связаться с родными. По версии украинской стороны, судно участвовало в задержании украинских кораблей в Керченском проливе в ноябре 2018 года под другим названием.
На судне прошел обыск, изъяты были бортовые журналы и записи переговоров, в частности — сделанные предположительно во время керченского конфликта. Сама «Ника Спирит» по решению суда арестована как вещдок по уголовному делу. Команду танкера задерживать не стали, моряки уже дома — в Краснодарском крае. Российские официальные лица, комментируя арест танкера, в разных выражениях, но очень единодушно заговорили о грубейшем нарушении международного права, которое теперь наверняка ухудшит российско-украинские отношения.
Юристы, к которым обратилась за комментариями «Новая газета», сходятся в том, что оперировать нормами международного права здесь как раз невозможно.
«Надо различать задержание судна в международных водах и задержание в порту, — объясняет адвокат Сергей Голубок. — В Конвенции по морскому праву есть исчерпывающий перечень оснований для задержания судна в международных водах. В этом заключается свобода навигации, все нации заинтересованы в том, чтобы суда спокойно ходили. Если танкер задержан в украинском порту, куда он зашел добровольно, то это внутренние воды — территория прибрежного государства, то есть Украины. И там действует украинское законодательство, в том числе уголовное. Оно может предусматривать свои основания для задержания судов, кроме запрещенных международным правом. Например — судно может быть вещдоком по уголовному делу.»
«Если судно стояло в порту, то морское право здесь неприменимо, — согласен доцент ВШЭ, эксперт по международному праву Глеб Богуш. — Применимо законодательство Украины, а вопросы могут возникать по консульским делам и так далее.»
Россия может обжаловать арест судна. Но, по словам юриста, не в трибунале по морскому праву, где Украина оспаривает действия России в Керченском проливе. Делать это, видимо, нужно будет в украинском райсуде. И выступать истцом должно будет не государство, а судовладелец — частная компания «Альтомар Шиппинг», которая когда-то предоставила свой танкер для блокировки украинских кораблей, а теперь сменила его название и отправила на ремонт в украинский порт.