Украина начала разрабатывать проект по отделению Крыма каналом
Как сообщает «Украина сегодня», суть проекта состоит в строительстве судоходного Черноморско-Азовского канала через Перекопский перешеек. Кроме соображений безопасности и обороны, такое гидротехническое сооружение позволит обеспечить также коммерческое судоходство между Черным и Азовским морем, на котором находится крупный порт Мариуполь, отмечается в публикации.
Общая протяженность фарватера канала может составить порядка 120 км через Перекоп, Чонгарский пролив, залив Сиваш и Арабатскую стрелку. При этом непосредственно земляные работы потребуются только на 20 км.
[[incut? &ids=`26631`]]По утверждению Луниной, специалисты с Украины, из Турции, Германии и Венгрии недавно уже обследовали предполагаемую трассу будущего Черноморско-Азовского канала. По их мнению, придется не только выкопать канал шириной в 100 метров через Арабатскую стрелку и Перекопский перешеек, но и существенно углубить фарватер в Сиваше и Чонгарском проливе. Его итоговая глубина для нормального судоходства должна составить 10-15 метров.
Как сообщалось, осенью 2017 года на сайте президента Украины начался сбор подписей за строительство судоходного канала между Азовским и Черным морями через Перекопский перешеек. Как рассказали «Примечаниям» эксперты, проект технически осуществим, но вреда от него Украине будет больше, чем пользы.
Строительство на перешейке, соединяющем полуостров с Украиной, Азово-Черноморского канала может привести к необратимым последствиям для экологии Азовского и Черного морей, считает председатель общественного совета при Севприроднадзоре Наталия Мильчакова.
«Это угроза абсолютно всем ресурсам. Азовское море сейчас смешивается с Черным через Керченский пролив, а в планах Украины — еще и через, скажем так, "перекопский". Нужно посчитать баланс обмена, ведь Азовское море может превратиться в застойное болото без ресурсов. А ведь там добывают бычка, кефалевые рыбы», — цитирует специалиста РИА Новости Крым.
По ее мнению, уничтожение рыб приведет и к другим потерям биологических видов. «Угроза потери биоразнообразия может повлиять на миграцию птиц, поскольку будут уничтожены ресурсы, которыми питаются на зимовках пернатые», — рассказала Наталия Мильчкова.
При этом существенные негативные изменения будут наблюдаться и в Черном море. «Может пострадать северо-западная часть Черного моря: Каркинитский залив, Черноморский биосферный заповедник… Уничтожение перешейка повлияет на всю эко-систему северо-запада Черного моря», — предупреждает эксперт. Однако самая большая проблема, по мнению эколога, заключается в смене солености морей.
«Смена солености между 11 промилле и 19 – это катастрофа. Многие организмы просто не выдержат такого распреснения. А Украина подписала конвенцию о сохранении биологического разнообразия в 1991 году и согласно ей несет ответственность», — подытожила Наталия Мильчакова.
Заместитель руководителя ООО «Экология и мир» Андрей Артов также разделяет мнение о вреде строительства нового пролива. По его словам, печальный опыт создания столь мощных гидротехнических сооружений уже имеется. «Эко-система будет меняться. Такое мы наблюдали, когда Советский Союз построил Северо-Крымский канал – он очень серьезно поменял экологию северного Крыма. Любое вмешательство человека в эко-систему – негативно. Достаточно еще раз посмотреть на Северо-Крымский канал, системы орошения в Средней Азии, которые привели к гибели Аральского моря», — привел пример специалист.