Первые скандалы, связанные с нововведениями московского правительства, остались незамеченными прессой и общественностью только потому, что случились они в разгар зимних праздников. К тому же многих отвлекло известие об увеличении выплат приемным семьям столицы.
Мэрия Москвы сообщила, что пособия вырастут и порадовала горожан статистикой: за последние годы количество сирот, взятых на воспитание в приемные семьи, увеличилось на 42%, их уже более 18 тысяч. По данным правительства Москвы, в столичных интернатах сегодня находится 2473 ребенка — на 2 тысячи меньше, чем в 2010 году.
За красивыми «фантиками» люди не сразу увидели проблему. Перед Новым годом столичные власти приняли постановление № 932 ПП (от 23.12.2015), фактически запретившее москвичам брать в приемные семьи детей из других российских регионов. Если раньше основным требованием к родителям, заключающим с органами опеки договор о приемной семье, было наличие у них постоянной регистрации в Москве, то по новому документу постоянная регистрация в столице должна быть и у взрослых, и у детей-сирот.
В постановлении четко оговаривается условие о «детях, имеющих место жительства в городе Москве» и «детях, выявленных на территории города Москвы» и помещенных под надзор в местные организации.
Юристы единодушны в оценке этого документа. По их мнению, он противоречит федеральным законам, начиная с Конституции РФ, дающей россиянам право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства, и заканчивая Гражданским кодексом РФ.
Но, несмотря на правовые ляпы, постановление уже применяется органами опеки — они отказываются заключать договор о приемной семье с москвичами, берущими на воспитание иногородних детей.
Сами родители считают, что чиновниками движет желание сократить расходы на сирот и поддержку приемных семей.
Не исключено, что так оно и есть — помимо нового документа, районные отделы социальной защиты населения стали ссылаться на Закон Москвы №87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)». По нему денежные средства тоже назначаются детям, «местом жительства которых является город Москва». Опекунам и попечителям, взявшим ребят из провинциальных детдомов, скорее всего, не хотят платить.
А расплачиваются в итоге дети. Отдел социальной защиты населения района Южное Бутово в феврале снял с учета 14-летнего подростка и переправил его документы в Кемерово — в детдом. 1 декабря мальчика-сироту забрала оттуда жительница Москвы, оформив, как и полагается, договор об опеке.
8 декабря столичные органы опеки поставили ребенка на учет, тогда же его временно зарегистрировали по месту жительства приемной мамы. Но потом чиновники решили, что сирота должен искать приемную семью по месту своей прописки — в Кемерово и, не объясняясь с ним и его близкими, перебросили документы несовершеннолетнего обратно в детдом…